Возможна ли дружба между психологом и клиентом?
Школьный психолог очень помогла мне, и теперь мы часто общаемся просто так. Но я прочла, что профессионал никогда не завяжет с клиентом дружеских отношений. Что же мне делать?

Ответ эксперта
Давайте разбираться. Психотерапия и консультирование – работа, которая должна быть сделана и завершена. Как договорились о целях и задачах, так и работаем: задачи могут меняться, но все мы придерживаемся какой-то договоренности, даже если она время от времени пересматривается. Вот оно, главное противоречие психотерапии как ремесла или искусства: мы строим с клиентом особенные, не присущие другим ремеслам отношения, но... строим их для того, чтобы они со временем стали клиенту не нужны. Работа сделана, человек отправляется в свою настоящую жизнь, наше присутствие в ней излишне. Когда же люди вступают в дружеские отношения, они не договариваются о результатах и сроках завершения – они просто дружат. Ваша история отличается от модели профессиональной терапии хотя бы тем, что с вами работал школьный психолог: вам полагались ее внимание и умения, вы не платили ей денег, она не только помогала вам, но и делала тем самым свою работу для школы. В частной практике общение строится иначе. Там встречаются и выбирают сотрудничество два чужих взрослых человека, а ваша дружба больше похожа на отношения с любимой учительницей, которая и чаем напоит, и совет даст. Именно к таким выросшие ребята забегают в школу годами, именно им бывшие девочки показывают фотографии женихов и младенцев – эта роль напоминает роль крестной, только безотносительно к религиозным практикам. И конечно, эти «крестные» – отличные психологи, кто бы они ни были по диплому. Если работа и дружба с вашим школьным психологом не мешает вашей учебе и ее работе, не вижу проблемы. Вы закончите школу через год, пойдете своим путем и будете с благодарностью вспоминать это время. Она останется в школе и будет помогать и поддерживать, разруливать конфликты, утешать, писать многостраничные отчеты, повышать свою профессиональную квалификацию. Все правильно, не беспокойтесь. Только не злоупотребляйте ее вниманием и временем: вы же знаете, что у нее важная и трудная работа, от которой время от времени надо отдыхать.