Моя мать меня не любит.
Бросила нас с отцом, вышла замуж, родила дочку. В детстве я так нуждалась в ее любви и ласке. Сейчас она говорит, что всегда любила меня, но я не верю...

Ответ эксперта
Детям свойственно верить в силу своих желаний: если очень-очень захотеть и ждать – все будет так, как я хочу (заслуживаю). В вашем письме, Ирина, слышен голос «голодного ребенка», для которого отчужденность матери разрушительна, а надежда на перемену к лучшему все равно есть. Если очень-очень хотеть, ждать, стараться... Вы ждали и надеялись много лет, а стараетесь до сих пор. Похоже, пришла пора отпустить свои мечты, а заодно перестать себя накручивать: что толку бередить старые раны, которых мама все равно не замечает, а вы продолжаете причинять себе боль.
Все, что ваша мама сейчас говорит и делает, не направлено специально против вас. А ваши слова и требования ее раздражают, потому что вы ждете от нее того, чего у нее просто нет, – любви и тепла. Вы пишете, что дорогие подарки никогда не были вам нужны, – но она-то откупалась чем могла. Значит, было у нее ощущение своей смутной вины и потребность откупаться. Отсюда и ее стремление обесценить ваш брак (вы много об этом пишете), и те случаи, когда она просто выбрасывала подарки, которые вы передавали сводной сестре... Пора признать: дело не в вас. Надежды на то, что мама поймет и оценит вашу преданность, нет – что бы вы ни предпринимали. Значит, придется научиться жить без этой надежды, постепенно отказываясь от естественных для вас, но непомерных для нее ожиданий.