Добрый день, подскажите пожалуйста, что ответить ребенку на вопрос
Я ни кого не обижаю, но со мной мало кто дружит, а Валера издевается почти надо всеми, но его любят?

Ответ эксперта
Наталья, здравствуйте.
Это непростой вопрос, потому что не понятно, что делает и не делает ребенок в отношениях с другими детьми, и почему с ним не дружат. Может вы его расспросите. Он не умеет знакомиться? Робеет, смущается, не знает как? Он не знает о чем говорить или во что играть, чем заниматься с другими детьми? Он не умеет вносить себя в отношения: не знает, что рассказать, что предложить? У него нет своего мнения, своих взглядов, своих идей? Или он что-то делает в отношениях такое (например, обесценивает, отвергает, неявно унижает других детей)? И это то, что можно расспросить, чтобы узнать, в чем именно трудность, и в чем нужна помощь этому ребенку.
А вторая часть вашей беседы может быть направлена на то, что, по его мнению, все же Валера делает хорошо, раз его любят? Возможно, он иногда и "издевается" ( а может, просто подтрунивает, иронизирует), но явно делает что-то, от чего другие дети к нему тянутся. И это интересно понять: что именно? Я не думаю, что Валера делает что-то сильно неправильное, тем более издевается, потому что все дети чувствительны к унижению, и любить за это не будут точно. Бояться могут, избегать, даже слушаться, но любить - нет. Для того, чтобы любить, должно быть эмоциональное тепло и искренний интерес.
"Не обижать" - это важный навык, но только его одного явно не достаточно для того, чтобы с тобой дружили. А вот каких еще навыков не хватает, возможно, вы и поможете разобраться.