Как помочь подруге, переживающей утрату?
У моей подруги несчастье – погиб отец. Она сильно переживает, замкнулась в себе. Я хочу помочь ей, но как? На мои попытки поговорить она отвечает молчанием или просит оставить ее в покое. Как мне поступить: пытаться еще и еще раз или делать вид, что ничего не случилось? Нелегко чувствовать собственное бессилие и беспомощность.

Ответ эксперта
Большинство людей, особенно молодых, испытывают нелегкие чувства, впервые оказавшись рядом с горем близкого друга. Одна из скрытых ловушек этой ситуации в том, что, искренне желая помочь, мы все же многовато думаем о себе: а вдруг именно я скажу или сделаю что-то не то? У человека, переживающего горе, в душе сложные и противоречивые чувства: и желание остаться одному, и потребность в поддержке, и гнев, и стыд, и вина… Мне кажется, вот что стоит сделать сейчас – просто спросите: «Тебе лучше, чтобы я говорила с тобой или молчала? Была бы неподалеку, но не беспокоила?» Примите даже неприятные для самолюбия ответы: «Оставьте меня в покое, мне никто не нужен». Поверьте, когда переживающие потерю так говорят, это не значит, что им действительно никто не нужен, – просто крик боли бывает и некрасивым, и невежливым. Вот поэтому так важно в разной форме и не единожды давать понять, что вы рядом. Реакция в каждый момент тоже будет разной, поскольку переживание горя – сложный процесс, а не какое-то одно «состояние». Если вы действительно готовы быть рядом, примите и то, что ваши отношения с подругой теперь необратимо изменятся. На какое-то время она может даже отдалиться от вас или примет вашу тактичность за равнодушие, а внимание – за бестактность. Именно поэтому попытка помочь имеет смысл только в одном случае: если желание сделать это сильнее потребностей собственного «я».