Можно ли доверять людям после обмана?
Я зарабатываю частным извозом. На днях подвез молодого человека: всю дорогу мы болтали, шутили. Он попросил подождать у дома, чтобы сходить за мамой, и затем отвезти ее на вокзал. Я прождал минут 15. Никто не вышел. Я понял, что он меня просто кинул. Стало горько и обидно – просто до слез. Как теперь сохранить доверие к людям (а мне хочется доверять им), но чтоб не было так мучительно, если меня обманут еще раз?

Ответ эксперта
Неожиданный обман оставляет долгий неприятный осадок и к тому же рождает досаду: как я мог не почувствовать, что здесь что-то не так! Если сомнение было, то потом легче сказать себе: я ошибся, но ведь сомневался-то правильно. Доверие к людям не на пике популярности, то и дело слышишь: не доверяй, жди обмана. Вы, судя по всему, выбрали другой, позитивный взгляд на людей. А всякий выбор имеет свою цену, и это, конечно, не упущенный заработок, а та горечь, которую вы сейчас испытываете. Особенно сильны переживания, когда личная установка расходится с общепринятой – полагаю, среди людей, зарабатывающих частным извозом, осторожность имеет под собой основание. Мне кажется, что и у вас какие-то смутные опасения все же были, иначе бы вы не уехали через 15 минут. И главное – стоит думать не о том, доверять ли всем подряд или не доверять никому, а о том, какие уроки извлечь из ситуации. Представления о мире и людях становятся более точными, когда мы не ограничиваемся эмоциональной реакцией, а пытаемся ее анализировать, – это позволяет превращать отдельные неизбежные разочарования в житейский опыт.