Зачем я до сих пор обвиняю бывшего мужа?
Прожив вместе три года, мы с мужем расстались. Инициатором была я и не жалею об этом. Но и теперь мысленно я продолжаю выяснять с ним отношения: доказываю, что мы не могли жить вместе, обвиняю его в своих неудачах (хотя вообще-то не склонна кого-либо обвинять), скрупулезно припоминаю обиды. Я хочу продолжать нормально общаться с ним, но любой разговор превращается в скандал…

Ответ эксперта
Начнем с очевидного: расставшись с мужем, вы не завершили отношения. В мыслях и чувствах он занимает едва ли не центральное место – возможно, даже большее, чем когда вы были вместе. Внутренние диалоги с теми, кому нам вроде бы уже и сказать нечего, подтверждают: этот человек по-прежнему очень важен для нас. Более того, само решение о разводе где-то в глубине души вам не кажется бесспорным. Иначе откуда бы взялись пространные монологи? Вы пишете, что мысленно обвиняете его во всех своих неудачах. Пусть вам самой эти упреки кажутся абсурдными, но они заслуживают внимания. Когда нам так сильно и даже страстно хочется, чтобы во всем был виноват другой? Задайте себе несколько простых вопросов. Чего вы на самом деле ожидали, когда настаивали, чтобы муж ушел? Какое чувство возникает, когда вы признаетесь себе, что для вас эти отношения важнее, чем для него? Наконец, когда вы скрупулезно припоминаете все обиды, не даете им остыть, мучаете себя тяжелыми чувствами и в присутствии, и в отсутствие бывшего мужа – за что вы себя наказываете? Может быть, важнее простить себя саму, прежде чем его. И, если при чтении этих строк у вас вспыхивает возмущение (я ни в чем не виновата!), обратите на это чувство особое внимание. Приписывая фигуре бывшего мужа почти магическую власть над вашей жизнью, вы усиливаете свою эмоциональную зависимость от него. Дело не в том, кто больше ответственен за разрыв (это всегда непростой вопрос). Сильные и неожиданные для вас самой эмоции указывают: есть что-то, пока скрытое от вас, в чем вы пока не готовы себе признаться. Без этого прямого и готового к неожиданностям взгляда на то, что скрывается за вашей ненавистью, вы не начнете приходить в себя, да и отношения с бывшим мужем вряд ли изменятся.