непростые отношения с мамой и карьера
У меня довольно странные отношения с моей матерью, она довольно сильная личность с мужским характером. Все в доме и в моей жизни должно быть так как она хочет. Еще с детства никто не спрашивал что именно хочу я, а будет так как "надо"! Попытка отстоять свое другое мнение значит что я ей перечу. Таким путем я закончила институт - не зная точно нравится мне это или нет, да и как то мне выбора не давали. Потому что сначала "бизнес" а потом уже твой "дизайн". Жить отдельно от нее было проще, потому что наконец то я могу сама все решать и сама делать, но встречи с ней опять "промывали" мне мозги. Я не так "складываю вещи" "не о том думаю" и вообще "надо уже думать как зарабатывать деньги а не гулять" и я вся не такая и все мне нужно переделывать в квартире и в своей голове.
И сейчас вроде когда я от нее "сбегаю" замуж в другую страну и собираюсь жить так как хочу я - не понимаю чем я хочу заниматься, так как образование вроде есть. Но я понимаю, что после опыта работы вместе с мамой-начальницей больше в бизнес я идти не могу. Как понять себя и выстроить нормальные отношения с мамой-командиром?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
Каждый человек ищет в жизни свой собственный путь. Кому-то это дается чуть проще, кто-то с детства привык прислушиваться к себе и своим желаниям. А за кого-то всю жизнь принимали решения, и у человека просто не было возможности всерьез задуматься: а что из всего этого хочет он сам? Ваша ситуация, скорее, второй случай, и, конечно, теперь вам может быть непросто определиться, чего вы хотите от жизни. Но в этом нет ничего страшного, главное вы уже сделали: поставили сам вопрос, осознали, что не готовы удовлетвориться сложившейся ситуацией.
Теперь, чтобы понять, чем вы действительно хотите заниматься в жизни, надо постепенно учиться прислушиваться к себе. Каждый день, занимаясь чем-то, думая о чем-то, спрашивайте себя: как я к этому отношусь? Нравится ли мне это? Нравится ли мне этот фильм, этот человек, те или иные слова или поступки? Так вы будете тренироваться вырабатывать свои оценки, свои мнения. Если вам не хочется работать в бизнесе — никто не может вас заставить этим заниматься. Воля окружающих, в том числе вашей мамы, распространяется лишь настолько, насколько вы сами ее принимаете. На самом деле у вас есть огромное количество возможностей, вариантов дальнейшего развития. У вас уже есть образование — отлично, оно не будет лишним; но что мешает пойти получить еще одно образование, например, в сфере того же дизайна? Или по крайней мере пойти на какие-то курсы, чтобы определиться, нравится вам эта сфера или нет? Не бойтесь пробовать разные виды деятельности, заниматься разными вещами — только опытным путем можно понять, что вам близко, а что не очень. Знание о том, что вам точно не нравится, тоже весьма ценно. Постепенно вы сформируете представление о том, чем бы хотели заниматься — дайте себе время. В этом процессе вам может очень помочь психолог.
Что касается вашей мамы — чтобы найти себя, вам в любом случае придется ей «перечить», и это придется принять как данность. Не получится выстроить с ней новые отношения, не изменив старых. А это значит, что вам надо будет говорить о том, чего вы хотите, защищать право на собственное мнение, на то, что вы можете обустроить квартиру так, как нравится вам, а не ей. Выражайте свое мнение в общении с ней, говорите о том, что вам неприятно, постепенно выстраивая границы своего личного пространства. Ваша мама, скорее всего, будет воспринимать любые попытки отделиться от нее очень остро, но это неизбежный процесс вашего взросления. Не стоит сильно бояться конфликтов и ее негативной реакции. Кризисы, в том числе в отношениях — залог нашего развития.