Почему меня пугает мое прошлое?
Моя проблема может показаться надуманной: я не люблю своего прошлого, даже недавнего, не люблю старых фото и фотографироваться не люблю. Даже приятные воспоминания вызывают у меня небольшую панику. Я чувствую себя вполне счастливым человеком, детство мое было объективно безоблачным, и особых «травм» я не вспоминаю. Но в этом есть что-то странное …

Ответ эксперта
Ваша проблема не кажется надуманной: кроме прошлого, настоящего и будущего, у нас ничего нет. Кто-то не любит планировать и не умеет мечтать, кому-то приходится специально учиться быть в настоящем, а вы отбиваетесь от прошлого. Первый и главный вопрос касается слова «паника». Чем так пугают любые воспоминания? От какой встречи вы так настойчиво уклоняетесь, обрывая любое путешествие во времени назад? Я знаю людей, которые не желали помнить свое вчера в связи с острым чувством недовольства собой. По-взрослев (я имею в виду не только годы) и помирившись с собой, они не стали писать мемуары, но прошлое перестало вызывать ни на чем не основанное чувство стыда. Знаю я и тех, кого пугает ощущение отчуждения к себе вчерашнему: разве это я? (Похожее чувство у многих возникает в связи с фотографиями.) Кого-то раздражают умиленные воспоминания старших о том, «какой прелестный был ребенок», потому что за ними остро ощущается недовольство тем, «что выросло». Отношения со своей памятью и личной историей – это, возможно, самые интимные отношения на свете, ведь они связаны с целостностью представления о себе. Вы уловили ту грань, за которой избегание превращается в бегство, – и это время, когда пора задать себе прямые вопросы. Хотя бы потому, что прошлого в нашей жизни, в отличие от будущего, с каждым днем становится все больше.