Как жить своей жизнью и расставить границы?
Хочу жить своей жизнью,но постоянное давление семьи, чувства вины заставляют плясать под их дудку и на себя времени не остается. Мать постоянно винит в чем-то, я чувствую себя плохой дочерью и из кожи вон лезу, чтобы это исправить. На работе взваливаю на себя слишком много задач, и времени на себя и на любимое дело не остается. Все время приходится отвоевывать пространство, что влечет за собой конфликты и ситуация повторяется. Как с этим справиться не знаю.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга!
Для начала нужно будет заняться тем, что заметить, обнаружить, как и с помощью каких слов и действий близкие вызывают в Вас чувство вины. Задумайтесь над тем, а почему им нужно прибегать к манипуляции, а не к обыкновенным просьбам. Понаблюдайте, как и с помощью чего манипулируете своими близкими Вы. Обычно в семье манипуляции, если они приняты, применяются всеми. Разрешите себе никогда не реагировать из чувства вины. Для этого Вам придется разрешить себе жить с чувством, что мама считает Вас плохой дочерью. На работе могут тоже считать что Вы недостаточно усердный работник, но это может быть и просто Вашим чувством. Привыкнув в семье, где тебя все время обвиняют в чем-то, мы начинаем ожидать такого же отношения и от всех других окружающих.
Ваше письмо составляет хорошую заявку на работу с психологом. Ведь Вы видите все проблемные ситуации, но пока у Вас не получается выходить из кругов манипулявных взаимодействий. Вам придется научиться выдерживать чувство недовольства Вами, или воображаемого недовольства. Это не безразличие, а понимание того, что Ваши собственные задачи и цели в жизни могут пострадать, если отдавать все силы обслуживанию потребностей других.
Начните с того, что, как только увидите и почувствуете в ближайшее время повторение ситуации, заход на новый круг, остановитесь и скажите себе, что выдержите, не пойдете за чувством вины, а выберете свою жизнь. Начните общаться только прямыми посланиями и сами. Почувствуйте, сколько энергии в слове “нет“, когда Вы его произносите, охраняя свою жизнь и свои границы.