сын 16 лет конфликтен, не хочет ничего делать,
Добрый день, проблемы непонимания с сыном. Учебу в школе забросил (10 класс), говорит, что возьмется за учебу в 11 классе, а сейчас хочет отдохнуть. Главное для него друзья, регулярные встречи с одноклассниками с алкоголем. Хамит, по дому помогать не хочет. Общаться с семьей тоже не хочет. Объясняю ему о необходимости поехать к бабушке на юбилей, он говорит, что ему плевать у него в этот день у друга день рождения и он пойдет к нему. Хотя с бабушкой у него были всегда прекрасные доверительные отношения. Постоянно доводит меня до слез. Я в отчаянии, руки опускаются. Понимаю, что воспитала хама , эгоиста и потребителя.

Ответ эксперта
Анастасия, проблема непонимания с сыном, о которой вы пишете, является типичной. Родители пытаются добиться от повзрослевших детей беспрекословного послушания и впадают в отчаяние от того, что им это не удается, а дети в ответ всеми возможными способами, нередко откровенно вызывающими и провокационными, демонстрируют свое право думать и поступать не так, как того хотят взрослые. В этом противостоянии могут быть сиюминутные победы той или иной стороны. Но в итоге проигрывают все. Единственный путь к достижению понимания – договариваться. Эти договоренности должны основываться на признании родителями взрослости своих детей и осознании детьми того, что прав без обязанностей и ответственности быть не может.
Пока же ваш сын демонстрирует стремление к явному превосходству своих прав над обязанностями. Но разве это правильно? Этот вопрос и надо обсудить. Для подростков крайне важными являются честность и справедливость в отношениях. Проговорите с сыном о том, что вы чувствуете в ситуации, когда он вам хамит. А разве так справедливо, когда кто-то один за всех делает домашние дела? Почему вы не можете себе позволить отдыхать и год не работать, а он может? Попросите сына о помощи, предложите взять на себя какие-то обязанности. Со своей стороны, тоже возьмите на себя обязательства уважать его мнение, территорию и пр. Мальчик должен чувствовать, что вы принимаете его взрослость и право самому принимать решения. Если вы в чем-то не согласны с сыном, не давите на него, а обсуждайте проблему. Уважая мнение сына, приводите веские доводы в защиту своей точки зрения. Это научит мальчика в спорных ситуациях не хамством, а аргументацией отстаивать свою позицию.
То, что ваш сын предпочитает общение со сверстниками общению с родственниками, вполне естественно в подростковом возрасте. Но злоупотребляют этим те, кто не ощущает признания своей свободы в семье. Тогда чрезмерные прогулки с друзьями, алкоголь и все, что становится запретным или осуждаемым родителями, приобретают особую ценность и желанность. Таким образом подростки демонстрирует свою взрослость. А, пока еще, взрослость для них - это все то, что отличается от детского поведения. И это опять тема для обсуждений и договоренностей.
Конечно, Вы как мать вправе задавать для сына жесткость рамок его поведения. Но внутри этих рамок сыну нужно дать право самому решать, как поступать. Понятно, что от разумности установленных ограничений во многом зависит достижение консенсуса. В вашем конкретном примере с юбилеем бабушки, возможно, стоило бы предоставить сыну право самому решить, куда он пойдет, объяснив при этом, как редко бывают юбилеи и как это событие важно для бабушки. При согласии мальчика поехать к бабушке стоило не только выразить ему свое уважение и удовольствие, но и посочувствовать тому, что он вынужден пропустить день рождения друга. Если же мальчик выбрал день рождения друга, стоило договориться, что он сам позвонит бабушке, объяснит ей о своем решении и согласует с ней, когда ее поздравит. Отвечать за свои решения - это честно.
Анастасия, только не отчаивайтесь. Наберитесь сил, терпения, мудрости и стройте новые отношения с вашим уже повзрослевшим сыном. Это сейчас самое важное и для вас, и для него. Удачи!