Почему сын чересчур привязан ко мне?
Если мне надо куда-то уйти без него, это всегда настоящая трагедия, слезы. Когда он был маленький, было еще хуже, по ночам ему снились кошмары. Я ругаю его за то, что он за мной бегает, а он думает, что я прогоняю его, и еще больше «прилипает». Мы живем большой семьей: родители мужа, его брат с женой и двумя детьми, у нас с мужем двое. Мы все всегда дома, и у сына натянутые отношения с дядей и тетей... Повела его к детскому психологу – занятия ему нравились, но пока пришлось их временно прекратить. Сейчас сыну 7 лет. Как мне научить его быть самодостаточным?

Ответ эксперта
Возникает впечатление, что вы пишете о взрослом человеке, которому давно бы пора все понять и осознать, а он – ни в какую. Конечно, непреодолимое стремление быть с мамой всегда и везде может вызывать раздражение и даже отчаяние, особенно в моменты усталости, но это все же моменты. У вас же получается достаточно цельная картина, в которой сын не оправдывает ожиданий. Вы пишете: «Когда он был маленький, было еще хуже, по ночам ему снились кошмары». «Еще хуже» было вам, поскольку требовалось ваше присутствие и ночью, а кошмары в этом контексте выглядят как еще одно проявление неудобного ребенка. Но что его мучило, чего он боялся? Создается впечатление, что не только вашему сыну неуютно в этой жизни. Большая семья – это все же семья мужа, в которой одних взрослых пятеро, да еще все всегда друг у друга на глазах. Можно представить, сколько оценок, советов и комментариев вам пришлось выслушать за эти семь лет. Может быть, часть вашего раздражения на несамостоятельность сына связана с тем, что он своей «липучестью» удерживает вас в доме, из которого время от времени очень хочется вырваться? Вы пишете о том, что сыну нравятся занятия с детским психологом. Значит, на свете все же есть люди, с которыми вашему мальчику может быть хорошо. Думаю, что здесь дело не в профессиональных «приемах», а в самой атмосфере занятий, в умении установить контакт. Не теряйте связи с таким чудесным специалистом. И последнее: в ближайшие три года первая учительница станет ключевой фигурой в расширяющемся мире вашего сына. Очень хочется надеяться, что вы выбирали не школу, а человека и что выбрали правильно.