Можно ли избавиться от желания смотреть на безобразное?
На улицах, вокзалах и рынках я всматриваюсь в попрошаек, нищих, отвратительных бомжей; смотрю телесюжеты, читаю статьи об их жизни. Я даже пошла работать добровольцем в пункт обмена шприцев для наркоманов. Проблема в том, что такое «увлечение» не доставляет мне удовольствия, мне снятся кошмарные сны. Можно ли избавиться от подобной «страсти»?

Ответ эксперта
Тяга к тому, что вызывает страх и отвращение, – своего рода завороженность при встрече с чем-то отталкивающим – встречается не так уж редко. Вполне благопристойные люди жадно глотают телерепортажи о происшествиях, и чем больше ужасных подробностей они видят, тем увлекательнее кажется им зрелище… А всего лишь лет сто назад не считалось зазорным из любопытства посещать притоны, долговые ямы и сумасшедшие дома. Проецируя на других страшное, мы словно убеждаем себя в собственной психологической безопасности: темное и отталкивающее мы видим не в себе, а в «них» – и спим спокойно. Вас же мучают кошмары. Похоже, настала пора внимательно рассмотреть корни этого пристрастия. Подумайте, насколько характерны для вашей семьи жесткие требования к самодисциплине, физической и моральной чистоте? Не подвергались ли жесткой критике ваши чувства, желания или мысли? Нет ли среди дальней и давней родни кого-то, кто нарушил запреты и был отвергнут, с позором изгнан из семьи и предан забвению? Все это может заставлять одновременно и стыдиться «низкого» в себе (и проецировать «эту гадость» на других), и понемногу увеличивать дозу этих мучительных впечатлений, ставших пристрастием. Неприемлемые части личности – своего рода «внутренние бомжи» – есть у всех. Рано или поздно нам приходится с ними встретиться и разобраться.