Я перестала понимать, зачем живу…
Я всегда хотела быть прежде всего женой и матерью, но большую часть жизни занята... выживанием. Замуж я вышла рано, родила, а через девять лет мы расстались. Я научилась зарабатывать деньги, но, когда смотрю на мамочек с младенцами, во мне поднимаются зависть и злоба… Я так хотела еще детей! А сейчас приходит понимание того, что вряд ли уже буду рожать... Конечно, вокруг меня есть мужчины, но я хочу любить и быть любимой, хочу ребенка, которого хотят и ждут...
Мне трудно принять мою жизнь такой, какая она есть: не очень удачной и не очень счастливой. И еще трудо понять: почему так, почему со мной?

Ответ эксперта
Мне много раз случалось встречать взрослых людей, которые были зачаты и рождены, чтобы быть смыслом существования своих родителей, – и это стало для них непосильной ношей и болью. Они были гораздо более несчастны, чем многие нечаянно зачатые, кое-как выращенные, недолюбленные и недоласканные (каких из нас в общем-то большинство). Любой человек, попав под власть убеждения: если бы у меня было то-то и то-то, я был бы тогда... А раз этого нет, то все пропало, – уже несчастлив. (Даже и в тех случаях, когда «то-то и то-то» появляется.) Неужели вы готовы и способны любить только маленького ребенка? Такое желание ведет к появлению тяжелого чувства, что тебе недодали или, возможно, дали ненадолго и жестоко отобрали: дети, как известно, вырастают. Вы много думаете и много написали о том, чего у вас нет, и ни слова не говорите в своем письме ни об отношениях с первым (надо думать, уже взрослым) ребенком, ни о том, что дали вам отношения с мужчинами, ни о родителях, ни о других сторонах жизни, в которых хоть что-то могло бы согревать и радовать. Это наводит на мысль о человеке, который, выпив полстакана воды, надолго застыл в мрачном переживании того, что стакан уже неполон: жажда мучает, вода в стакане теряет вкус, выдыхается, а источник свежей где-то рядом, но в его сторону даже и не смотрят.