Почему я не люблю своего сына?
Я согласен с тем, что любому ребенку необходимо быть понятым и принятым, но мой 14-летний – это рыхлый душой и телом, хитроватый, ничем не интересующийся обалдуй. Я стесняюсь его, и мне стыдно. Поймите правильно: я иногда испытываю к нему огромную нежность, но это, как говорится, когда спит. Не знаю, сколько вреда я ему уже причинил и как это повлияет на него и на меня...

Ответ эксперта
В любом письме виден только краешек настоящей жизни автора, и мне бы хотелось спросить как раз о том, чего в письме нет. Когда вы еще надеялись стать «понимающим» отцом, что бы вы сказали мужчинам, которым наплевать на чувства сыновей и их индивидуальность? Что-то подсказывает, что монолог получился бы горячим и гневным, но… к кому он был бы обращен на самом деле? Вы знаете ответ, я только догадываюсь. Жив ли ваш отец, каковы ваши отношения, знакомы ли вы с ним вообще – не знаю, но в том, что сами вы испытываете непростые чувства к критикующим отцам, которым «все не так», уверена. Вспомните какой-нибудь последний случай, когда вы ворчали или даже кричали на сына. Вы скорее всего возмущались беспорядком в комнате, поздними возвращениями, не теми интересами, но главное, что задевало вас, – это его пугающе быстрое превращение во взрослого мужчину, а ведь вы столько не успели и уже не успеете, вот в чем беда! Ваше ворчание или крики наверняка напомнят вам кого-то до боли знакомого – дед или дядька тоже могут послужить прообразом критикующего старшего. Мне кажется, что сама идея – стать теплым, понимающим отцом – была для вас своего рода проектом-вызовом: я буду другим! И какая-то часть вашего страдания и стыда связана не с тем, что вы так уж навредили сыну, а с тем, что совсем другим стать не получилось. Образ недовольного отца внутри вас оказался сильнее, чем вам казалось. Пока сын был мал, вы щадили в нем того маленького мальчика, которым были сами. А теперь он отделяется, отдаляется, и сейчас самое главное для вас – простить себя за родительское несовершенство. Согласитесь, невероятно трудно «растить» в себе хорошего отца, не имея достаточной опоры ни в личном опыте, ни в окружающей нас культуре.