Что стоит за моим чувством к собственной студентке?
Я преподаватель вуза, замужем, у нас сын-подросток. В одной из своих групп я заметила девушку, и она не выходит у меня из головы. С этой проблемой (а проблема ли это?) я обращалась и к психологам. Конечно, много я о себе узнала, очень благодарна им. Смотрю на себя со стороны и понимаю, что это абсурд – проявлять такую сильную симпатию к 20-летней студентке. Но отказываться от этого не хочется, невозможно. И я готова свести ее с ума, и мне хотелось бы подарить ей всю нежность... Что это со мной?

Ответ эксперта
Ну что же, «диагноз» очевиден: острая форма влюбленности. Классические симптомы: все мысли вращаются вокруг объекта любви; каждая мелочь (случайная фраза, взгляд…) бережно хранится и становится драгоценным воспоминанием; эйфория сменяется тревогой; бросает то в жар, то в холод; хочется бесконечно говорить о своих чувствах… Конечно, можно было бы интерпретировать нестандартный выбор объекта влюбленности – девушка, вдвое моложе. Не буду. Потому что, как мне кажется, не в этом дело. Гораздо важнее подумать о самом эмоциональном состоянии. И первое, что бросается в глаза, – неожиданность этого чувства для вас. Как если бы вы уже собрались провести вторую половину жизни тихо, без страстей и потрясений, прозаично и рационально, а жизненная сила внутри вас взяла и не согласилась с таким решением. Вы узнали о себе нечто совершенно новое, а за этим открытием встает вопрос: что останется с вами, кроме воспоминаний? Это серьезный вопрос, потому что энергия как таковая может и творить, и разрушать. И в результате «невозможной страсти» в одних случаях остаются поломанные жизни, а в других – фантастические открытия, дерзкие проекты и пронзительные тексты. Большинство невероятных достоинств и ослепительных красот наших возлюбленных «слеплены» из наших же фантазий, неудовлетворенных потребностей. Эмоциональный голод заставляет видеть именно то, что хочется. В каком-то смысле герои и героини романов – не реальные люди, а что-то вроде персонажей сновидений. Когда сны сбываются, открывший глаза сновидец в панике кричит: «Где были мои глаза!» И именно поэтому всем этим «идеальным мужчинам» или «девушкам мечты» порой лучше оставаться в царстве грез. «Бескорыстное восхищение фактом существования другого человека» – так иногда определяют любовь, – это очень важный внутренний опыт. Принимать житейские решения на его основе не обязательно, но именно он позволяет заглянуть в собственное сердце и в итоге стать богаче и мудрее. Это зависит не от того, в кого мы влюбляемся, а от того, как переживаем этот опыт, какими становимся благодаря ему.