Могут ли стать счастливыми девочки из неполных семей?
Считается, что выросшие без отцов девушки не знают, как общаться с молодыми людьми… Для меня это не было никогда трудностью, хотя я и росла без отца. Единственное, что я слабо представляю, – как это жить в одной квартире с мужчиной. Девочка, правильно воспитанная матерью, имеет шансы стать привлекательнее для мужчин, чем та, которую воспитывал, например, пьющий отец. Разве не так?

Ответ эксперта
Aлександра, на кого вы сердитесь и почему? Ваше письмо просто кричит: у меня все отлично, даже лучше, чем у девочек из полных семей! Мне тоже не очень симпатичны избитые истины о том, будто дети, выросшие без отца, непременно будут несчастливы в семейной жизни. Только почему же вас так беспокоит это самое «распространенное мнение»? Опыт, полученный в родительской семье, неполон у всех: всегда есть что-то, с чем мы не встречались, что не вписывалось в семейный сценарий. Вы не знаете, как отвечать на дурацкий вопрос: «Кого ты больше любишь, папу или маму?» Ваша картина мира проще: например, вы не бывали в ситуации, когда родители ссорятся, оба правы, оба любимы, обоих жалко… Вы не имели опыта ревности и злости, когда маму отнимает противный отец и ребенок узнает, что она принадлежит не только ему. Но точно так же вы не имели опыта привлечения внимания и интереса вашего отца. Даже если оставить в стороне взгляды психоаналитиков на детскую сексуальность, невозможно не заметить, что любовь к отцу и матери – разная. Папа и мама хвалят и ругают за разное, играют в разные игры, по-разному относятся к полу ребенка и процессу становления девочки или мальчика. Часто отцы, любя дочек и умиляясь очарованию маленьких женщин, все-таки относятся к ним как к «куколкам» и мало помогают развиться интеллектуально и эмоционально. Мне кажется, Александра, что вы ведете внутреннюю дискуссию прежде всего со стереотипом «девочки из неполной семьи», защищая не только себя, но и свою маму. Защищая, если угодно, честь семьи. Не пора ли остановиться? Ведь вы уже стали взрослой. Сложностей стоит ждать, пожалуй, с другой стороны: ваша картина мира и семьи несколько односторонняя. Готовы ли вы к компромиссу, прощению, умению посмотреть на вещи глазами другого человека, глазами мужчины?