моя необычная доча
Добрый день!
Посоветуйте, пожалуйста, как мне научиться правильно вести себя с дочкой?
Ей 6 лет, она очень необычная девочка. Как будто сразу родилась очень взрослой. Сильная характером, упрямая. Уже с самого рождения она начала независимую жизнь. Она словно не нуждалась в моих объятиях, долгом сосании груди (как старший сын, хотя и кормилась до 2 лет). Казалось, она была идеальным младенцем. Но потом, в полтора-два-два с половиной года уже не помню точно, был какой-то кошмар. У нее уже были свои представления, которые она с недетской или наоборот? детской упрямостью отстаивала. Например, не носила все зеленое и полосатое. Одевала только белое. У ней был строгий алгоритм действий по утрам - одеться, горшок, умыться, завтрак. Трусы только такие, а не другие... Сейчас кажется, что ничего страшного, но я ощущала какой-то террор с ее стороны. Нытье. Капризы. Упрямство. Я срывалась. И кричала на нее, шлепала... Спястя время характер ее смягчился. У нас в семье родился еще один сын, полгода назад еще один. Так вот на фоне моего старшего сына, очень отзывчивого, мягкого и веселого, компанейского, доча кажется какой-то бессердечной. Она редко возится с малышами. Я не вижу в ней проявления сочувствия. Она не любит выходить на улицу, в принципе не страдает от одиночества. Ей хорошо быть самой с собой. Она делает великолепные поделки, у нее очень интересные наблюдения. Но чтобы беседовать с ней, нужно постоянно напрягаться. Ее логические размышления иногда ошеломительно глубоки, а иногда я вообще не могу понять, о чем речь. Бывали периоды, когда я вообще сомневалась в ее развитии. Мне казалась она "тупит"... Признаюсь, частенько я слушаю ее фоном, "да"-каю, переспрашиваю. Потому что вылавливать смысл ее рассуждений нужно с напряженным вниманием и достраиванием сопутствующих ситуаций. Я даже стала записывать все ее высказывания, чтобы стимулировать себя к такому погруженному слушанию.
Мы стараемся по возможности создавать ей условия для ее творчества, хвалим. Она очень яркая индивидуалистка. "Королевишна" , - шутит супруг. Она медлительна и ненавидит, когда ее торопят.
А суть моей проблемы в том, что я стала замечать, что когда она плачет, мои первые эмоции - это не испуг за нее, не желание защитить и пожалеть, а раздражение на ее глупость, я сержусь на ее реакцию. Это же не нормально? Я вижу в ней взрослого человека, но она же маленькая девочка.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ажар. Действительно, то, что вы пишете о своей дочери достаточно необычно для обычного ребенка 6 лет. Вы очень внимательная мама и очень стараетесь понять ее, но тем не менее, осознаете, что она очень отличается от других ваших детей. И действительно, стоит разобраться с тем, являются ли ее особенности просто спецификой характера или более серьезными психологическими сложностями и проблемами.
С вашего описания у меня возникают некоторые беспокойства по этому поводу, и я бы показала ее клиническому психологу или детскому психоневрологу для уточнения или неподтверждения психологического диагноза.
Просто до начала школьной жизни, с ее социальными и интеллектуальными нагрузками, иногда не очень заметны психологические сложности ребенка, потому что они смягчаются семейной любовью, заботой и попытками приспособиться к своему любимому ребенку. Но сама школа может ввести такого ребенка в большой стресс.
И если проблемы у вашей дочки все же есть, то до начала ее школьной жизни вы успеете что-то откорректировать, помочь ей, подготовить ее к новой для нее социальной ситуации, понять особенности ее интеллектуального развития, подобрать для нее более подходящую школу, где, быть может, меньше детей в классе и более индивидуальный подход. Познакомиться с учителем и познакомить ее с вашей дочкой, чтобы она учитывала ее особенности и помогла ей адаптироваться к школьной жизни и нагрузке. Ведь, вы правы, она еще совсем ребенок и нуждается в вашей помощи.