Как разобраться в проблемах и не возненавидеть весь мир?
Доброго утра. Если честно, даже не знаю, о чем следует написать в первую очередь...Думаю, лучше начать с простого:
Давно заметила такую странную особенность - находясь в доме с кем-то, даже с родителями, я не могу заниматься своими делами. Лучшая тактика в таких случаях - сидеть в комнате. Как-то прожила так неделю, выходя только для того, чтобы забрать еду и показать домочадцам, что я еще жива. И если с этим я справляюсь (весьма успешно), то какое-то странное состояние при занятии чем бы то ни было в присутствии дома людей меня раздражает. Все ничего, но из-за этого родные считают меня слишком ленивой, а объяснить ситуацию не получается.
Теперь переходим к семейному вопросу - вы не против?
Последние 10 лет в нашей семье довольно напряженный климат: когда-то родители часто заговаривали о разводе, но что-то остановило их (и очень зря...). В итоге отец не терпит родственников по маминой линии, мама уже не может видеть отцовскую родню. В довершение ко всему бесконечная волокита с болезнью матери отца и смерть маминой мамы. Прибавьте к этому бесконечное напряжение в доме и пристрастие отца к выпивке.
Я понимаю, что от меня требуются помощь и поддержка родителей, но во мне все еще сидит маленькая забитая девочка, которая постоянно слышала "ты не сможешь", "откуда у тебя вообще руки растут". Так, все, на что я способна - безучастное молчание.
Само собой, есть много...не то,что бы проблем, но неприятных мелочей, связанных с семьей. Но о них позже. Сейчас я очень прошу помощи в первых двух вопросах и буду признательна за поддержку.

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Чтобы заниматься каким-то делом, любому человеку нужно, во-первых, личное пространство, а во-вторых — достаточно спокойная обстановка. Видимо, отдельная комната у вас, к счастью, есть, а вот атмосфера дома очень напряженная. Конечно, заниматься, например, творчеством или сосредоточиться в такой ситуации очень сложно — от общего напряжения не спасает закрытая дверь. Тем более, если в целом отношение родителей к вашим успехам отрицательное, если они внушили вам, что вы чего-то не сможете, что вы способны только на “безучастное молчание”. Сложно в один момент сбросить с себя ощущение скованности, тем более в присутствии родителей. Понятно, что вам не хочется покидать свою комнату.
Вы пишете, что чувствуете долг перед родителями, думаете, что от вас требуется помощь и поддержка. Да, конечно, вы можете посочувствовать маме, помочь в каких-то повседневных делах. Но я вас призываю помнить, что вам всего 17 лет, и в первую очередь вы должны находить ответы на вопросы, которые сейчас встают перед вами — чем вы хотите заниматься в жизни, какие мечты и планы вы хотите воплотить в реальность, каким хотите видеть свое будущее, и так далее. Помочь и поддержать, мне кажется, вам надо в первую очередь себя. Как ни тяжелы семейные проблемы, это в первую очередь проблемы ваших родителей, именно они должны с ними справляться. Перед вами стоят другие задачи.
Вы хотите заниматься своими делами — попробуйте начать, подумайте, в какой обстановке вам было бы удобнее что-то делать. Я вижу два варианта: во-первых, если у вас есть отдельная комната, можно попробовать создать там по-настоящему личное пространство. Сделайте перестановку (например, неуютное ощущение может создавать даже рабочий стол, если сидя за ним вы находитесь спиной к двери), добавьте в комнату каких-то личных мелочей, попробуйте договориться с родными, чтобы они не заходили в комнату без стука (если есть такая проблема). Другой вариант — заниматься делами вне дома. Заниматься делами можно в кофейне, в парке, в библиотеке — есть огромное количество мест, где можно сосредоточиться на своем занятии. В целом, я думаю, вам важно сейчас почувствовать, что вы, конечно же, можете быть самостоятельной, можете сами что-то делать, и что вы совсем не собираетесь быть молчаливым участником событий других людей. Удачи!