Как перестать бояться неизвестности?
Я военнослужащий, и мой контракт заканчивается в этом году. Но домой к родителям возвращаться я не хочу. Могу переехать в другой город, где живет мой друг, устроиться на работу, но мне почему-то страшно ехать «в неизвестность», хотя и понимаю, что должен принять решение.

Ответ эксперта
Тревога по поводу неизвестности, боязнь изменений и одновременно нежелание продолжать жить по-старому – это вечный конфликт, и он знаком многим из нас. Каждый решает это непростое уравнение по-своему: кто-то выбирает привычное и потом жалеет об упущенных возможностях и местах, которые никогда не увидит; кто-то пускается в свободное плавание и обнаруживает, что в разных местах обстоятельства и люди довольно похожи… В вашей ситуации важно еще и то, что служба в армии извлекает человека из привычного окружения, в каком-то смысле делит жизнь на «до» и «после», а атмосфера службы, судя по вашему письму, нелегка и безрадостна. Получается, что и здесь плохо, и там страшно, будто вы выбираете не лучший из возможных вариантов будущего, а место, где можно избежать худшего. А как насчет ваших способностей, умений, специальности? Чем бы вам хотелось заниматься через три года, пять лет? Очень важно в периоды тревожных раздумий о будущем представлять себе не только трудности и риск, но и варианты желательного развития событий. Реального и лучшего из возможных. А кроме того, в вашей ситуации какое-то время обязательно уйдет на то, чтобы адаптироваться к гражданской жизни, осмотреться, оценить свои силы. Поэтому лучшим для вас будет то место, где вы быстрее поймете, чего же вам самому хотелось бы – не избежать, а достигнуть.