Почему я так ревную отца к другой семье?
Мои родители развелись около 10 лет назад. Отец встретил другую женщину, и она родила ему дочь. Сейчас девочке семь лет, меня иногда просят с ней посидеть. Мне кажется, что я завидую этому ребенку, видя, как к ней относится папа, как он выполнят все ее прихоти. Я завидую тому, что у меня не было такого отца...

Ответ эксперта
Ответить вам непросто, Яна. Вы имеете все основания для тех чувств, которые испытываете: судя по всему, брак ваших родителей не был таким уж безоблачным, вам не хватало тепла, поддержки и внимания. Детство кончилось – и вам уже никто и никогда не вернет того, что на ваших глазах получает в избытке другая девочка. Получает от того же человека, вашего отца – такого, каким вы его не знали. Право же, есть от чего еще острее чувствовать свое одиночество, неприкаянность и ревновать и завидовать. Но большинство людей на вашем месте не говорят: «Я ревную и завидую», а обвиняют или критикуют. Вы в письме этого не делаете, не говорите плохо ни об отце, ни о его новой жене, ни о сестренке. Вы взяли все на себя и разбираетесь только с собственными чувствами. Это вызывает уважение и позволяет надеяться на благополучное развитие событий, поскольку вы сами сделали первый шаг к тому, чтобы переболеть ревностью и завистью. Реальный риск на пути вашего развития состоит не в том, что вы до зрелых лет будете себя жалеть и лелеять свои детские травмы (невнимание отца, возможно, не главная из них). Но более вероятным мне представляется ваше превращение в человека, который умеет только давать, помогать – и не умеет принять поддержку и помощь. Возможно, сейчас это не кажется важным, но в будущем вам предстоит научиться многому из того, чему вас не могло научить ваше непростое детство: попросить и получить то, что тебе нужно, принять внимание или подарок, объяснить другому человеку то, что чувствуешь. Ревность и зависть, будем надеяться, поутихнут – вы за ними присматриваете и не дадите им «распоясаться». Но работа предстоит немалая. Прошлое не изменишь, а направление своего движения мы выбираем сами. По-моему, вы начали двигаться в верном направлении.