Я не нужна маме.
Доброго времени :)
У меня, как у многих тут, сложные отношения с мамой. Мне почти восемнадцать, живем с ней вдвоем. С папой они развелись, когда мне было пять, живет он в другом городе.
Всю жизнь я слышу от мамы упреки о том, как много она на меня тратит, "а отец-то нам не помогает", "оставь меня в покое, езжай к нему", "пусть он тебя воспитывает, я свою миссию выполнила". Да, он действительно не давал мне ни копейки за эти годы, но и мама не утруждала себя - она не работает и не работала (это ее осознанный выбор), мы живем на деньги от квартиры бабушки, которая сдается. При этом с 14-ти лет твердит мне о том, что пора бы перестать висеть на ее шее и пойти устроиться куда-нибудь.
Она от меня постоянно отказывается, "ты не моя дочь". Вроде в шутку, но...
Обидно даже думать о том, как другие одинокие мамы занимают две-три должности, чтобы потянуть своих детей, обеспечить достойное будущее.
Пару месяцев назад меня ждал ультиматум: либо ты выходишь замуж, либо уходишь от меня и идешь работать. Оплачивать вуз я должна сама. Выбора у меня не остается: работа и заочка в частном вузе, чтобы дешевле вышло.
Скажите, пожалуйста, как мне реагировать на все это? Права ли мама в отношении моего образования, будущей жизни? Она хочет моей самостоятельности, я понимаю, но вот так избавляться от меня, у меня ведь даже образования нет... Мне страшно, не знаю, как я буду сама, без ее поддержки.
Спасибо за помощь!

Ответ эксперта
Катя, здравствуйте!
Я сочувствую вам. Родители не всегда оказываются теми взрослыми, надежными людьми, которыми нам хотелось бы их видеть. Ваша мама, кажется, сама ощущает себя в какой-то степени ребенком, для которого ответственность перед еще одним ребенком - это слишком большая нагрузка. Скорее всего сказанное вашей мамой - это сказанное в сердцах, вы можете попробовать договориться с ней о сроках, когда вы будете готовы начать самостоятельную жизнь. К тому же вы имеете право оставаться у себя дома, там, где вы прописаны, и никто не имеет право вас оттуда выгонять, это вам нужно помнить.
Вы пишете, что вам страшно и вы не знаете, как будете без ее поддержки. Катя, но разве сейчас вы получаете от нее заботу и поддержку? Мне кажется, что это скорее видимость. Возможно, вам самой будет гораздо легче справиться с жизнью, чем в паре с мамой, которая все время вас попрекает.
И не забывайте, что у вас есть выбор: существует бесплатное образование, разные варианты работы, существуют ваши друзья, ваш отец и множество людей в этом мире, которые могут оказать вам поддержку и помощь. Вы не окажетесь совсем одна, наоборот, вы скорее всего обретете действительно близких людей. Для вас было бы хорошо поискать поддержки и сочувствия у ваших близких друзей: обсудить с ними вашу ситуацию, постараться поискать вместе варианты дальнейшего развития. Чем вы хотите заниматься? Что вам интересно? Что вам нравится? Где можно получить образование по этому профилю? Все-таки взрослая жизнь - это не только тяжелые обстоятельства, с которыми сложно справляться, это так же и интересы и развитие и новые горизонты. Хотя сейчас ваша ситуацию непростая, не забывайте, что мир вокруг вас - это не только страшное место. Это так же место, где вы можете стать кем захотите и развиваться в интересном вам направлении. Постарайтесь не забывать этого.
Права ли ваша мама в том, что с 14-ти лет попрекала вас деньгами и старается вытолкнуть вас в самостоятельную жизнь, не дав для этого нужной поддержки? Как вы думаете об этом сами? Вам важно для себя это прояснить. Вы имеете право грустить и злиться. Судя по тому, как вы описали вашу маму, скорее всего она сама не может и не умеет справляться с жизнью и сама боится ее, но вместо того, чтобы заняться собой, перекладывает эту ответственность на вас.
Катя, я сочувствую вашей ситуации и понимаю, что вам непросто и страшно. Мне кажется, для вас было бы здорово попробовать сформировать ваше собственное желание развиваться и строить свою, отдельную от мамы жизнь. Иногда так получается, что родители, слишком рано заговорив о самостоятельности словно "отбирают" этот шаг у ребенка. Ведь вы же тоже хотите стать самостоятельной, стать собой, найти свое место и своих людей в жизни. Делать это гораздо легче и веселее, когда это ваше желание и вы делаете это для себя, чем когда это делается для мамы.
Удачи вам и сил! Вы со всем справитесь и вы не одна, ведь на маме мир не заканчивается.