Как перестать постоянно бояться за своих детей?
Мою жизнь отравляет постоянный страх за детей. Мы живем в опасном и враждебном мире, и не знаешь, откуда ждать беды. Читая подробности происшествий, в которых пострадали дети, я просто перестаю владеть собой. Понимаю, что изолировать от опасностей своих сыновей-погодков я не могу, но иногда мне кажется, что и моя тревожность им сильно вредит. Так ли это?

Ответ эксперта
Страх за своего ребенка (как и любой другой страх) предупреждает нас об опасности – собственно, таково его изначальное предназначение. Это естественное чувство, без которого мы просто не выжили бы. Проблемой он становится тогда, когда соединяется с двумя другими явлениями: живым воображением и не всегда осознаваемым чувством материнского всемогущества. До поры до времени маленький ребенок и впрямь зависит от мамы полностью, она дает ему все, она же и отвечает за все. Все ее силы, сознательные и бессознательные, включены в этот процесс. Однако ребенку нужна не только безопасность. Полное единение, постоянный контакт и контроль будут – должны быть – утрачены. Не сразу, не резко, но все мамы вынуждены признать, что далеко не все находится в их власти. Более того, с каждым днем жизни ребенка власть эта тает. Наконец наступает время, когда ни защитить, ни повлиять, ни даже посоветовать уже не получится. Именно поэтому изолировать ребенка от всего, что опасно (от микробов до дурной компании), – не выход. Важно научить его самостоятельно обращаться с тем, что опасно, потому что мама на самом деле не всесильна и будет рядом не всегда. Неудивительно, что больше других беспокоятся, пугаются и пытаются контролировать каждую секунду жизни своих детей мамы, которые находят глубокое и единственное удовлетворение всех своих эмоциональных потребностей в роли «идеальной матери», но сами чувствуют себя в жизни очень неуверенно. Разумная осторожность потому и разумна, что не основана на удовлетворении собственных глубоко запрятанных потребностей.