Застряли на этапе помолвки, работа пропала, отношения ухудшаются
У меня проблема с молодым человеком. Три года назад мы сообщили о помолвке, но свадьба так и не сыграна, работы нет, желания жениться – тоже. Письмо очень путанное, но надеюсь, вам будет не сложно.
Три года назад мы встретились, спустя 3 месяца после знакомства, он сделал мне предложение и я согласилась. Только закончили вуз и стали жить вместе с учетом, что копим на свадьбу и женимся в ближайшее время. Познакомились с родителями, всех предупредили. Нашли работы. Мы встретились весной, осенью я собиралась уехать на год в Москву, получить там опыт работы. Но летом сделал предложение. Говорил, что тоже хочет ехать в Москву. Осенью неожиданно нашу дату заняла 2-юродная сестра, мы отложили свадьбу. В голове был план «копим на свадьбу, копим на жизнь на пару месяцев в Москве, уезжаем». Зимой стало понятно, что деньги копятся медленно, плюс возникли конфликты с родителями жениха. Подумала, что пока будем копить, страсти улягутся, поженимся. Но все средства уходили на съем комнаты, да и получали мы немного, а денег у родителей не брали.
Весной молодой человек решил увольняться, потому что постоянно ругался с начальником. Он проработал 8 месяцев, ушел в мае, я – 9 и тоже ушла, в июле. Весной же выяснилось, что про Москву он мне говорил, чтобы привязать к себе, а сам очень любит свой маленький городок и ни при каких обстоятельствах не уедет. Поплакала, что обманул, но решила, что не буду рвать отношения из-за призрачных перспектив в столице.
Начался период безработицы. Я нашла работу в сентябре, он – в ноябре. Скопленные деньги ушли на выживание. Летом он работал по 2 неделе в разных конторах, но конторы были незаконные. Он работал с ноября по январь, там девушка вышла из декрета, и пришлось уходить. Прошло полтора года, с тех пор работы у него не было. К счастью, отношения с родителями стабилизировались, нам разрешили жить в квартире. Деньги начали копиться. Зимой мы смогли заработать за полтора месяца 70 тысяч. Казалось бы, теперь у нас есть хороший старт. Молодой человек освоил мою подработку и мы стали зарабатываться в месяц не 15-20 тысяч, в около 40-50. Я поняла, что настало время для свадьбы. Нужно лишь попросить родителей с двух сторон добавить тысяч по 40-50. Но тут он встал на дыбы.
Дело в том, что полтора года мы врем, что он работает, чтобы родители не знали правду и он выглядел достойно. Его старший брат хорошо получает и он не хочет выглядеть неудачником на его фоне. Попросить денег – значит признать, что не можешь копить.
Тогда я решила сохранить эти деньги и выделить определенную сумму на месяц, например, в 10-15 тысяч. Но эта экономия показалась молодому человеку тем, что я загоняю его под каблук. Мы начали ссориться. В один момент, я поняла, что нам не стоило рано съезжаться. ДО этого он полгода он сидел дома, играл в танки и даже сейчас не ходит по собеседованиям, потому что уже везде был, но его никто не берет. На пару дней я уехала. Приехала за вещами, мы серьезно поговорили.
Я уже полтора года предлагаю просто расписаться, без свадьбы, но он говорит, что видел такую у друга, и ни за что ее не повторит, что у меня была мечта и он ее осуществит. Но мне уже 26, я хочу детей, я хочу стабильную семью. Я готова расписаться, чтобы носить его фамилию и быть уверенной в завтрашнем дне, чтобы у меня тоже была опора и защитник. В конце концов, он все-таки выдал, почему не хочет жениться – у него нет работы, он не может обеспечивать будущее, он уже детей не хочет, а хочет вернуться в студенчество, где нет обязательств. Детство – это лучшее время. Его вполне устраивают наше совместное студенческое проживание, так он сказал. Он женится, когда найдет работу.
Ясно. Тогда-то мы и начали вместе подрабатывать на моей работе и получать больше. Сейчас он совсем не ходит на собеседования. Говорит – «а зачем? Деньги же есть. Если я уйду, то ты не сможешь обеспечивать быт и все зарастет грязью, а еще ты не сможешь подрабатывать также активно. Зачем ты устраиваешь панику? У нас есть деньги».
Я пыталась помочь найти работу разными способами. Сначала я активно поддерживала, окружала заботой. Потом я решила идти в наступление, как делают другие девушки. Думала, что если начну требовать ответственности, денег, то он снова повзрослеет и возьмет контроль над жизнью. Но это чуть не разрушило отношения, мы постоянно ссорились. Потом я снова его начала поддерживать. Он мечтал стать поваром, а не юристом, я предлагала ему сменить работу и даже предложила реальный план, находила курсы, ссузы. Его это испугало, он перехотел быть кем-то еще. На заре отношений он говорил, что будет обеспечивать семью, что готов работать грузчиком, а сейчас он воинственно сообщил, что никем, кроме как юристом, никогда не будет. Я оставила эту затею. Стала искать курсы повышения квалификации для юристов. Оказалось, что он на них не пойдет, потому что все знает и не позволит тратить наши деньги. Я знаю, что если сообщить о работе родителям, они сразу помогут, но он не хочет получать чью-то поддержку. Тогда я стала следить за его внешним видом, чтобы он выглядел представительно, но он сказал, что я давлю, напираю и истерю. И что ему не нужны новые костюмы. Тогда я в полном отчаянье стала молиться, потому что чем еще помочь, я не знаю. Он узнал об этом спустя месяц, его это дико раздражает.
Нынешняя ситуация такова, что он не жениться, потому что хочет чувствовать стабильность, устроившись перед этим на работу. Но он не ищет работу, потому что у нас уже есть деньги, которых хватает на жизнь. А еще он не хочет работать, потому что тогда быт пойдет прахом, потому что я оказалась нечистоплотной. Кроме того, если он пойдет работать, он не сможет подрабатывать. Детей он боится, потому что тогда пути обратно не будет. И его вполне устраивает то, что мы живем вместе.
Но меня это не устраивает. Я хочу носить его фамилию, рожать ему детей, готовить обеды и ужины, ходить по магазинам за продуктами. Я хочу, чтобы он пришел в себя, чтобы повзрослел.
Я все чаще слышу «зачем я тебя выбрал? Ты же неряха», «Зачем я тебя выбрал? У тебя же слабое здоровье, ты всю жизнь болеть будешь, ты не сможешь выносить детей». Потом он говорит, что это все шутки и он меня очень любит и мы обязательно поженимся и обнимает меня. Но в разговорах он всегда подчеркивает, что я живу в его квартире, а в ссорах кричит об этом. Он может отматерить меня в запале, а потом говорить, что я припоминаю только то, что выгодно мне. Я не ангел и пару раз, когда он меня материл, набрасывалась на него с кулаками. Так уж устроена, что не могу кричать матом, мне легче молча отбиваться. Это было год назад, больше я себе этого не позволяю, но он и в шутках, и в ссорах говорит, что я поднимаю на него руки.
Но и-за этих шуток я чувствую себя ничтожеством. Я хочу заниматься домом, но работаю до вечера, и сил на это уже не остается. Я пыталась ежедневно прибираться, нашла систему домашнего тайм-менеджмента, но в итоге молодой человек все время смеялся надо мной и критиковал. Я поняла, что у меня не получается. Я не знаю, что делать. Не знаю, как освоить быт, чтобы он поверил в меня, не знаю, как помочь, чтобы он нашел работу. Я думаю разъехаться, может так он станет взрослее. Но один раз я это пыталась сделать, он решил, что я его предаю. Это тупик. Я люблю его, но не хочу жить в неопределенности и с ощущением того, что я полное ничтожество. Он говорит, что я истерю, что у меня ПМС трижды в месяц и что у меня отвратительный характер. А я просто хочу обрести свой дом.
Я люблю его и пытаюсь оправдать, поддержать, но я не знаю, как улучшить ситуацию. Он – молодец, уже не играет в онлайн-игры, очень инициативен за нашу подработку, действительно старается, в него получается. Но у меня возникает ощущение, что теперь он пытается потратить скопленные деньги. например, в прошлом месяце мы заработали 30, а потратили 40. При этом он активно зазывает купить что-то новое, все врем говорит, что мы можем себе это позволить. Нет, он не транжира, но чувствуется. что он не сдерживает деньги. Как найти ему работу - полноценную, в офисе, с людьми? Как не манипулировать им при этом, а сделать так, чтобы он сам все обдумал и захотел. Или не захотел и честно мне об этом сказал. Я не хочу уходить, пока есть любовь, но не выйдет ли так, что он мной просто пользуется, а потом встанет на ноги и выгонит? Вероятно, это всего лишь кризис, мы вместе три года. Если это так, я хочу, чтобы все поскорее закончилось.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Даша!
Судя по вашему рассказу, в отношениях с этим молодым человеком вы несете ответственность почти за всё: постоянно пытаетесь сподвигнуть партнера на поиск подходящей работы, работаете сами и пытаетесь копить деньги, а к тому же и налаживать быт. Вы поддерживаете своего молодого человека и находите для него миллион оправданий, при этом выбиваясь из сил и пытаясь и контролировать все сферы вашей совместной жизни. Сейчас ваш молодой человек, действительно, как будто застрял в студенческом возрасте: его все устраивает — ему вполне комфортно жить так, как он живет сейчас, он не хочет ничего менять и брать на себя дополнительную ответственность. К сожалению, как-то уговорить или заставить его стать более взрослым вам самой невозможно — это может произойти, только если он сам, наконец, захочет выйти из нынешнего состояния.
Попробуйте посмотреть на ваши отношения объективно, на то, что делаете для этих отношений вы, а что — ваш молодой человек. Конечно, любимому человеку хочется простить очень многое, но главное при этом — не забывать любить себя. Ваш молодой человек позволяет себе говорить обидные и унизительные вещи и не делает никаких шагов, чтобы сделать нынешние отношения более комфортными для вас.
Я думаю, что вы обязательно должны говорить о своих желаниях и о том, чего вы хотите в ближайшем будущем. Конечно, у него это будет вызывать много противоречий — но все-таки в отношениях каждый участник должен делать что-то, чтобы эти отношения развивались. Как бы ни были сильны ваши чувства, ваши силы и возможности не бесконечны. Вы достойны уважения, работы над собой вашего партнера и точно не заслуживаете обидных слов в свой адрес. Конечно, ваш молодой человек не хочет вас отпускать и обвиняет вас в предательстве, когда вы решаете на время разъехаться. Вы испытываете от этого чувство вины, хотя в каком-то смысле и он предает ваши ожидания, надежды, ведь вы не можете на него положиться. Мне кажется, вам стоит попробовать не бояться доверять себе, любить себя, понимать, что вы совершенно точно достойны большего. Если вы чувствуете, что хотели бы на время разъехаться — сделайте это, объяснив, что именно вас не устраивает в отношениях, чего вы хотите. Возможно, пришла пора и вашему молодому человеку пойти на уступки и сделать что-то для того, чтобы сохранить ваши отношения. А если ваши искренние желания вызовут лишь упреки и обвинения — это будет показателем готовности вашего партнера делать что-то для вас и вашего будущего.