Отчего меня раздражают неявные упреки?
Каждый из нас бывает в чем-то не прав, но почему-то в ситуациях, когда мне дают понять, что я виноват, я чувствую сильное раздражение. Особенно злят недоговоренности и намеки; прямые обвинения я как раз готов обсуждать и порой могу их принять. Прошу вас высказать соображения о возможных механизмах этих моих вспышек гнева (вопросы типа «что делать?» считаю дурацкими).

Ответ эксперта
Ваши реакции на прямое и завуалированное обвинение сильно отличаются. Такое впечатление, что дело не в чувстве вины, которое вы испытываете, а в невозможности разобраться в ситуации и продолжать разговор, пусть даже и неприятный. Думаю, что гнев вызывает у вас прежде всего ощущение собственного бессилия. С одной стороны, вроде бы вам дают понять, что вы сделали нечто скверное, с другой – мастерски увиливают от прямых претензий: мол, сам должен сообразить, в чем виноват. Догадываюсь, что вы в детстве страдали, а потом и возненавидели такую модель воздействия (что вовсе не означает такого же отношения к человеку, обвиняющему вас в чем-либо). Слепая ярость и невыносимое чувство полного бессилия вообще часто «ходят парой» и связаны с нашим детским опытом. Тогда мы и в самом деле часто были бессильны понять, выяснить, что-то исправить, а эмоциональное отвержение со стороны значимого для нас взрослого человека было чрезвычайно мучительно. Но когда теперь, в своей взрослой жизни, вы в ответ на неявный упрек «рычите», вы и впрямь становитесь виноваты. И – странное дело! – с этой явной, конкретной, проговоренной виной жить легче! Не буду гадать, кто в вашем окружении злоупотреблял этим жестоким «педагогическим приемом», – вы, скорее всего, это и сами знаете. Пожалуй, важнее сейчас понять, что в вашей сегодняшней ситуации напомнило и освежило эти полузабытые схемы.