Смерть очень близкого. Когда это пройдет?
Кому-то кажется, что я в порядке, нет, я не в порядке, кому то кажется что я не в порядке, нет, я в порядке. Я очень люблю жизнь и радуюсь каждому моменту и секунде, но … вспоминаешь, что мамы нет и тебя просто тыдыщь и где бы ты не находился начинаешь просто реветь, понимая, что её нет, просто нет, нигде. Никогда она больше тебя не обнимет, не успокоит, вы не посмеетесь вместе, не пошатаетесь по магазинам, не поругаетесь, не поваляетесь вместе перед теликом. Нет человека, который любил тебя, по настоящему, не смотря ни на что. И самое тяжелое, осознавать это, осознавать, чтоб вы поняли, это когда ты, например обедаешь и раз приходит мысль, а мамы нет, или просто идешь или едешь или что угодно. Мамы нет, нигде, никогда больше никогда её не будет. И все это никому не рассказать, все жутко конфузятся, кода я начинаю что-то об этом говорить, для всех этого как бы нет, а для меня это реальность. А мне хочется поговорить о ней, рассказать, как мне её не хватает, какая она была классная, красивая, молодая и жизнерадостная, веселая, добрая, наивная и милая. Как любила наряжаться и сколько миллионов пар обуви у неё было. Какая она была активная и как классно шутила. И, что в моей голове, всегда её слова, когда она мне звонила, и так весело говорила - доча приветик, как делишки? И я не знаю, что с этим делать, как это лечится, невыносимо каждую ночь видеть её во сне и просыпаться в холодном поту. Каждый день ты себя собираешь и идешь. Ты знаешь, что тебе нельзя сдаваться. Ты один, никто больше не поможет, никто. И кажется ты такой маленький и это бесит потому что надо быть взрослым кажый день.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Аля! Потеря любимого, родного, самого близкого человека – мамы! – в вашем возрасте – это тяжелейшее горе. Искренне сочувствую и соболезную. После такой потери могут пройти годы, прежде чем душевные раны заживут. Не нужно ждать, что все станет как прежде. Опыт невосполнимой утраты меняет нас, делает взрослее. Ваше желание говорить о том, каким замечательным человеком была мама, абсолютно естественно. Вы любите ее и сильно скучаете. Другие люди, с которыми вы пытаетесь поговорить про маму, уходят от разговора потому, что не знают как себя вести, не знают, что сказать вам в утешение. Хотя в такой ситуации слов утешения и не может быть. Вам нужно, чтобы вас просто послушали и разделили с вами эмоции, поддержали, просто побыли рядом в этот момент. А люди боятся, что своими неловкими словами они усугубят ваши переживания. В такой ситуации можно заранее попросить человека: “Мне нужно сейчас поговорить о маме, пожалуйста, послушай меня, просто побудь рядом”. Или обратиться на прием к специалисту – психологу, психотерапевту. Или, если вы верующий человек, к священнику. Вы совершенно здоровы, но переживаете очень тяжелую ситуацию и нуждаетесь в поддержке и психологическом сопровождении. И, когда близкие не могут оказать необходимой поддержки, самое правильное – обратиться за профессиональной помощью. Это поможет правильно пережить тяжелый период. Ведь меньше всего мама хотела принести вам горе своим уходом. Подумайте, что она сказала бы вам, если бы могла увидеть ваши страдания? Мама снится именно потому, что вы страдаете, таким единственным доступным способом продолжает проявляться ее любовь. Вспомните, что мама любила и хотела сделать вместе с вами. Считайте, что она передала вам эстафету, и начните это делать “за двоих”. Так, один мой пациент после смерти мамы посетил всех ее подруг, в том числе живущих в других городах, которых мама не могла навестить из-за болезни. Любимые люди уходят, но их любовь остается с нами. И часто после ухода духовная и эмоциональная связь с ними становится еще крепче. И мы начинаем думать не “как жаль, что они ушли”, а “какое счастье, что они были”!