Чувствую,у мужа кризис среднего возраста. Подскажите, как его пережить не разрушая отношения
Здравствуйте! В браке мы 25 лет, детям 16 и 24 года. В последнее время прекрасные отношения разладились. Начал ко мне придираться по поводу и без, подозревать в неверности, резко высказывать недовольство тем, что ранее не вызывало с его стороны никаких приреканий. Муж по натуре флегматик, очень трудно сходится с людьми и адаптируется к новой ситуации; трудоголик, на работе было много неприятностей в последние годы, которые, к тому же подорвали его здоровье. А когда уволился со службы-был подполковником-совсем от меня отстранился (да и с родными особо не общается), разозлился на весь свет, ушёл жить к родителям без каких либо объяснений; хотя он и раньше предпочитал уезжать к ним, лишь бы не решать семейные проблемы. Многое в таких случаях брала на себя, так как я самостоятельная и ответственная личность, да и жалела его, не хотела лишний раз нагружать. Вывела всё-таки на серьёзный разговор, оказалось,что он переосмыслил свою жизнь и решил, что нам нужно расстаться из-за отсутствия общих интересов. Не знаю,как я пережила те 3 месяца: депрессия, слёзы, таблетки...Спасибо детям и родственникам. Он знает, что я его очень люблю, что он для меня самый близкий и родной человек, что готова работать над своими ошибками, жду его. Чтобы хоть как-то определиться, набралась сил и озвучила сроки, когда он может вернуться, или я тоже приму своё решение. Игорь через месяц пришёл домой, но спустя 2 месяца снова всё повторилось уже со словами, что заболел, а причина ухода очень веская и для меня тоже. Сказал, что пока не готов всё объяснить, не собрался с мыслями. Сколько же мне ждать? Я же не железная, нервы на пределе, а работа требует выглядеть на все сто! На вопрос почему возвратился ответил, что пожалел меня. Возникли подозрения по поводу одной его сослуживицы, но выяснять отношения без доказательств я не считаю целесообразным. Игорь осознаёт, что стал злым и нервным; твердит, чтобы я нашла себе другого мужчину, что я сильная и у меня всё будет хорошо. Но заглядывает при этом в мои глаза, и я вижу в них боль. Чувствую, говорит не то, что думает...Помогите, подскажите, что делать! Ждать? Как долго? Почему он так со мной поступает? Как щенка - то пнёт, то подберёт. Очень устала.

Ответ эксперта
Галина, здравствуйте!
Да, действительно, то, что вы описываете похоже на возрастной кризис. Человеку в этом состоянии нужна и важна поддержка близких. Однако и вы тоже живой человек и вам тоже нужна поддержка и помощь. Для начала, вы не обязаны сейчас выглядеть на все сто и быть все-прощающей и услужливой. Вам больно и вы имеете на это право. Мне кажется, для вас важно очертить рамки своей собственной психологической безопасности и комфорта. Вы же не щенок, вы человек со своими чувствами и кризис вашего мужа - не повод так с вами обращаться. Один из возможных вариантов для вас - обсудить с мужем ситуацию еще раз, донести до него то, что вы любите его, но не можете ему позволить так с вами обращаться, поэтому вы будете готовы его выслушать, если он сам придет к вам с конструктивным диалогом, но сами уже его не трогаете и занимаетесь своей жизнью, потому что вам нужно о себе заботиться. И это хорошее время для вас, чтобы заняться каким-нибудь новым делом, найти новое хобби, получить новые знания, получить поддержку друзей и близких или же психолога.
Человек в кризисе часто забывает о своей ответственности перед другими, боль и трудности, которые он переживает, застилают для него всю его взрослую личность. Дав ему возможность самому сделать шаг для своего спасения - значит вернуть ему его ответственность.
К сожалению, вы не можете провести вашего мужа через кризис за руку. Вы можете посоветовать ему обратиться за помощью к психотерапевту, который специализируется на таких случаях, можете разговаривать с ним и так далее, но все же для вас сейчас важная задача - заботиться о себе. И помнить, что происходящее с вашим мужем связано не с вами, а с его внутренним состоянием. И вы имеете полное право оградить себя от излишней боли.
Всего доброго.