странное поведение дочери
Добрый день! Моей дочери 10 лет, недавно закончила 4 класс. Последние месяца 3 стала замечать, что дочь постоянно держит руки около лица и скрещивает их, часто держит кулачки закрытыми, как будто от чего-то защищается или ждет нападения. Подскажите, на что мне нужно обратить внимание? Я сумасшедшая мама: не могу отпустить дочь одну, не могу когда ее долго нет. Муж постоянно говорит о том, что я не даю ей самостоятельности, а мне кажется что еще рано. Страшно за нее.

Ответ эксперта
Светлана, вы мало написали о своей дочери. Поэтому будем исходить из той информации, которая содержится в вашем письме. Вы пишете, что дочь демонстрирует позу защиты, а вам все время за нее страшно. Подумайте, что будет испытывать человек, если ему постоянно «транслировать» тревогу и беспокойство по поводу всего происходящего? Наверно, ему передадутся эти страхи и он, опасаясь за то, что может что-то случиться, будет бояться любого самостоятельного шага. Родитель для ребенка является гарантом безопасности и надежности. Если мама всего боится, то и у ребенка возникают мысли о своей беззащитности от возможных напастей. Значит, думает он, мир вокруг настолько ужасен и нет в нем спасения.
Светлана, конечно, ваше беспокойство понятно. Любому человеку свойственно переживать за тех, кто нам дорог. Но, все-таки, задача родителя – научить жить ребенка в этом «страшном» мире. Ребенок должен знать правила поведения на улице и в общественных местах, быть готовым действовать в непредвиденных ситуациях. Когда знаешь, как себя вести в случае опасности, мир становится более понятным и не таким «страшным».
Светлана, когда, по вашему мнению, вы сможете предоставить вашей девочке самостоятельность? Когда станет «не рано»? Чего именно вы боитесь? Научили ли вы свою девочку элементарным правилам безопасности на улице, в школе и пр.?
Самостоятельность не приходит с возрастом, не появляется сама по себе по чьему-то желанию. Ее надо взращивать с самого раннего детства. Только тогда, когда ребенок почувствует, что он сам может что-то делать, заботиться о себе и пр., он обретет уверенность в своих силах и возможностях.
Светлана, если вам будет сложно справиться со своей тревогой, обратитесь за помощью к психологу.