Как быть с детьми после развода
Предыстория моего брака такова: я встретила очень прекрасного, умного и интересного молодого человека, на 5 лет старше меня. До него у меня уже был неудачный опыт с физической близостью, но я никому не доверяла, был как бы внутренний кордон, за который я никого не пропускала. С ним было совсем по-другому: сначала переписывались в интернете, потом встретились и было безумно интересно говорить обо всем и не боятся говорить даже на самые сокровенные темы, он стал мне не только любовником, но и самым лучшим другом и мужем, мы быстро сняли квартиру отдельно от родителей и скоро отпраздновали свадьбу. Единственное, что его угнетало, что я у него была первая женщина, а он у меня - не первый. Но мы говорили об этом и я старалась его переубедить, не позволяла себе никакого общения с другими мужчинами, даже с сокурсниками и коллегами по работе. Он был ревнив, но понимал, что я не предам. Проблемы начались с рождения нашего сына: мальчика он не полюбил, ревновал меня к нему, даже запрещал мне его целовать (в плоть до того, что требовал помыть губы после малыша. Самого его мать не целовала никогда, боялась избаловать). Сексуальная жизнь стала стремиться к нулю, так как я не умела расслабиться ни с ним, ни с кем до него. Через 4,5 года родилась наша с ним дочь, а когда ей исполнился год он стал ощутимо отдаляться от нас, хотя доченьку любил, говорил, что всегда ее ждал. С отвращением смотрел на меня, как я кормлю ее грудью, и вся наша сексуальная жизнь превратилась в оральный секс и массажи с моей стороны и в абсолютное безразличие и брезгливость с его. Он стал мне грубить, даже материться, объясняя это неизрасходованным тестостероном. Я пыталась, как могла, восстановить сексуальные отношения, даже покупала игрушки в секс-шопе, пытаясь его увлечь, но бесполезно, это вызывало иронию-безразличие. Когда дочери исполнилось 2 года, он ушел. Конечно обидно, что для меня эти отношения были и любовью, и дружбой, а для него после семи лет вместе перестали иметь ценность. Не знаю, смогу ли я теперь открыть душу еще кому-то, если даже такие глубокие для меня отношения сошли на нет из-за секса. И как объяснить отсутствие папы детям 2 и 6 лет, если папа изредка раз в 1-2 месяца приезжает их повидать на часок. И если, может не так скоро, я смогу выйти замуж, стоит ли запрещать ему приезжать и оставить "одного папу"?

Ответ эксперта
Катерина, здравствуйте!
Практически во всех случаях детям лучше всего говорить правду, адаптированную под их возраст. Дети очень чувствительны к атмосфере в семье и прекрасно ощущают все происходящие изменения. Эти смутные подозрения ощущаются детьми, как некая угроза, нависшая сверху, если они не получают открытого обоснования. Поэтому как правило, лучше объяснить, что произошло открыто, при этом не обвиняя супруга в произошедшем и ответив на все вопросы ребенка. Как правило, для детей важно понимать, что они не виноваты в разводе родителей, что несмотря на то, что мама и папа больше не муж и жена, они остаются мамой и папой и никуда не пропадают, что оба родителя любят детей так же, как и раньше.
В этом смысле, папе не стоит запрещать приезжать, вне зависимости от того, как сложится ваша дальнейшая личная жизнь. От того, что вы развелись и перестали быть супругами, ваш бывший муж не перестает быть отцом своих детей, а ваши дети не перестают видеть и любить в нем папу и это важно, как объяснить детям, так и понять вам для себя самой. Папу нельзя подменить, замечательно, когда у детей выстраиваются хорошие отношения с отчимом, но если у детей есть папа, то отчим не должен заменять им его, это место уже занято.
Очень важно бывает для бывших супругов выстроить адекватные новые отношения друг с другом. Ведь несмотря на то, что ваш брак распался, вы оба остаетесь родителями своих детей и по-крайней мере, до того момента, как им исполнится 18 (а чаще всего и после этого момента), вы связаны совместными решениями вопросов, связанных с детьми: это и финансовое обеспечение детей и какие-то решения касательно их учебы, отдыха, занятий и так далее. Все эти вещи стоит обсудить с бывшим мужем и попытаться наладить адекватное взаимодействие с ним, чтобы решение всех этих вопросов не превращалось в обоюдную пытку.
Когда такие отношения на новых основаниях налажены, то дети гораздо проще и спокойнее переживают разрыв родителей, ощущая, что для них в нем нет угрозы.
Всего доброго!