Навязчивый страх.
Здравствуйте! Мне 14 лет. У меня такая ситуация: уже года 2 меня мучает страх смерти близких. Возникали навязчивые мысли, бывают тревожные состояния, когда кажется, что должно случиться что-то плохое, как бы дурные предчувствия. Несколько раз были панические атаки. Пыталась отогнать эти мысли, выбросить из головы, что получается очень тяжело и далеко не всегда. На какое-то время(примерно 1-2 месяца) это прекращается, всё нормально, потом возникает вновь. Я уже замучилась со всем этим. В чем может быть причина? Как справиться с этим самостоятельно?

Ответ эксперта
Валерия, здравствуйте. Сложно понять, с чем именно связано обострение ваших страхов. Причин может быть несколько.
1. Ваш подростковый возраст, который в силу гормональных и прочих других изменений в организме обостряет все, прежде существовавшие психологические сложности. Например, если вы раньше были тревожны или чего-то боялись, то в этом возрасте все усиливается в разы.
2. Какие-то недавние потери в вашей семье или угроза этих потерь. Не обязательно потери - это "кто-то умер". Это могут быть разводы, болезни ваших близких, потери, о которых говорят по ТV, которые могут обострять ваши страхи потерять кого-то из них.
3. Ваша возросшая неуверенность в себе и тревога за будущее. Иногда наши чувства бывают такими сложными и невыносимыми, что происходит так называемое смещение, и мы направляем их на других людей. То есть, например, чтобы не бояться за себя, мы начинаем бояться за кого-то...
Учитывая ваш возраст (подростком вообще сложно быть, и я бы почти всем подросткам рекомендовала это), вам было бы не лишним обратиться к психологу, чтобы с его помощью вы могли разобраться с причинами этих атак и тревог.
Но если вы все же не пойдете (что будет жаль), то я вам рекомендую не "отгонять эти мысли", а скорее попытаться прожить этот страх потери до конца. Не пугаться его, а попытаться рассказать кому-то или написать, что будет если вы все-таки кого-то потеряете.
А что может быть? Вы сначала будете не верить в это, потом будете сильно горевать, скучать, злиться, потом снова горевать, потом вспоминать все хорошее, что было. А потом ... останется печаль. И будет кто-то рядом, кто поможет вам это пережить, и кто будет заботиться о вас и поддерживать в дальнейшем.
Пытаясь убежать от страха, вы загоняете его вглубь. Важно встретиться с ним и понять, что жизнь после утраты тоже возможна, хоть она и не будет прежней. Но встретиться со своими страхами точно лучше с чьей-то помощью, поэтому я и предлагаю вам обратиться к психологу в вашем городе.