Почему пропал интерес к чтению? И что с этим делать?
Здравствуйте. У меня очень серьезная проблема. Полгода назад я поняла, что у меня пропадает интерес к чтению. Раньше я могла читать абсолютно все, что попадет под руку, а сейчас нужно читать "Войну и мир", а я не могу. Скорость чтения снизилась буквально до 15 страниц в час, а раньше я могла и 100 страниц за час "проглотить". Это при том, что в 4 года я сама изъявила желание научиться читать. И много лет подряд я читала все, что привозил для меня папа. В 5-7 классах русский и литературу преподавала замечательная учительница, книги читал весь класс без исключения. Все уважали педагога и ее литературный вкус (часто она давала книги для внеклассного чтения не по программе, а свои любимые, естественно соответствующие нашему возрасту и интересам). В 8 классе я переехала в другой город. Русский и литературу стала вести другая женщина, с которой у нас сразу возник конфликт: она считала, что моих знаний недостаточно, чтобы поставить мне "пять". И на уроках литературы она не рассказывала ничего про интересные книги или про жизнь писателей. Я просто перестала ее уважать. В 9 классе отношения с ней более-менее наладились, я стала "дотягивать" до недосягаемой ранее "пятерки". Началась усиленная подготовка к ГИА. И в апреле-мае я подошла к ней с вопросом (на самом деле потому что мне больше не к кому было обратиться): Н.Ю., я перестала читать. Почти совсем. Уже даже делаю орфографические ошибки, чего раньше не наблюдалось. Что мне делать?
- Саша, просто скоро экзамены. Я уверена, что это из-за нервного перенапряжения. После экзаменов это обязательно пройдет.
Но уже прошло полтора месяца! И ничего не меняется, а может даже стало хуже.
Так почему же пропал интерес? И главное: что с этим делать? Я очень хочу прочитать некоторые книги, чтобы набраться личного опыта и составить мнение о великом произведении.

Ответ эксперта
Александра, здравствуйте. Понятна ваша тревога по поводу вашей невозможности читать так быстро, как раньше. Хотя, конечно, "Война и Мир" - не показатель. Это сложное произведение, и несмотря на то, что присутствует в школьной программе, вообще-то не предназначено для чтения в 16 лет. Не так много взрослых вообще способны вдумчиво читать это произведение, и ваша скорость на данный момент для данного произведения очень даже не плоха.
Для сравнения вы можете попробовать почитать какую-нибудь книгу, которая вам нравится и соответствует вашему возрасту, и посмотреть на скорость.
Великие книги и не должны читаться быстро. Просто сейчас это для вас необходимость, поскольку у вас задания школьной программы.
Есть вероятность, что ваши переживания обусловлены и двумя психологическими проблемами.
Первая - все-таки небольшая ситуация психотравмы, когда вы от учителя, который явно любил чтение как таковое, перещли к учителю, который тоже, вероятно, замечательный, но больше фокусируется на требованиях программы.
Как только у нас вместо удовольствия включается долг, наша психика начинает испытывать сопротивление и слегка саботирует те занятия, где теряется естественная увлеченность и удовольствие, а появляется долженствование и необходимость.
Вторая - ваша высокая требовательность к себе. Вы почувствовали, что стали читать медленнее, стали больше контролировать этот процесс, и он потерял естественное течение, вы тревожитесь, а тревога всегда отнимает у нас много энергии, и мы тогда медленнее и менее эффективно делаем что бы то ни было.
Если бы вам удалось снизить требования к себе, и снова начать получать от чтения удовольствие, ваша скорость к вам вернулась, я думаю.