Неужели я прирожденный неудачник?
Моя жизнь ужасна. Я плохой сын: могу легко обидеть маму. Мне трудно общаться с девушками – я необщительный, резкий, иногда грубый человек. Понимаю, что нужно быть другим, но не получается. Может быть, я просто неудачник по жизни?

Ответ эксперта
Вы недовольны многим в себе, но самокритика бывает разной: одна подталкивает нас к росту и развитию, другая же... Вы говорите о себе так, будто вынесли приговор: «плохой сын», «прирожденный неудачник». Но как возникли эти формулировки? Ничего другого, кроме голоса вашей мамы, я расслышать не могу. Скорее всего, вы много лет существуете среди негативных оценок. И многие из них стали уже как бы вашими собственными. Но ведь так было не всегда! Мы относимся к себе так, как близкие и важные для нас люди когда-то относились к нам. Нет, мне не хотелось бы переводить стрелки на маму: вы – взрослый мужчина, способный отвечать за себя. И работа над ошибками с недовольства собой только начинается. Каждый раз, когда вы начинаете мысленно себя ругать, задумайтесь: откуда взялись эти слова, эти оценки? Если они кажутся до боли знакомыми, то это не ваши мысли, не спешите с ними соглашаться. И еще: за годы своей практики я не встречала «прирожденных неудачников». А вот люди, которые боялись или ленились что-то в жизни изменить, попадались не раз.