Как помочь сыну?
Здравствуйте! Меня беспокоит мой старший сын , ему20 лет. У него нет мечты, цели в жизни, постоянно нет настроения. Общается с ребятами , 15 лет,ведет себя вызывающе, командует ими, грубый, озлобленный, выпивает почти каждый день. ведет себя как подросток. Не общается со сверстниками, девушка тоже 15 лет. Он с детства был спокойным ребенком, без эмоций, но как родился второй ребенок он изменился, говорит , что ненавидит младшего брата , зачем вы его родили? С мужем я разошлась 4 года назад, потому что он выпивал каждый день и до сих пор пьет. Мне страшно что сын тоже будет так пить. Сын закончил лицей на программиста и работает по специальности, но цели у него нет. Не знаю , что мне делать помогите пожалуйста.

Ответ эксперта
Ирина, ваше беспокойство за сына понять можно. Да, у вас с ним, видимо, разные представления о том, как должен вести себя двадцатилетний молодой человек, к чему стремиться и чего добиваться. Но реалии таковы, что сын – уже взрослый человек, видящий свою жизнь по-своему. В ваших же силах- это разобраться в себе и, соответственно, изменить свое поведение по отношению к старшему сыну. Описывая свое беспокойство, вы, как будто, постоянно задаетесь вопросом: «А нет ли моей вины в происходящем? Не является ли его поведение следствием моего воспитания?». Но чувство вины – плохой помощник. Оно вполне может обернуться гневом по отношению к сыну, а потом и разочарованием в нем. Поэтому важно не только признать свои допущенные ошибки, но и продолжать двигаться дальше: родительские чувства любви, участия и поддержки необходимы человеку в любом возрасте. Постарайтесь понять сына. Как вы думаете, что его заставляет выбирать друзей и девушку среди подростков пятнадцатилетнего возраста? Почему ему важно ими командовать? Может быть, у него нет уверенности в себе, в своих силах? Как вы думаете? Постарайтесь дома создать атмосферу, в которой отсутствуют осуждение и угрозы. Свои мысли высказывайте сыну как идеи, а не как догмы. Уважайте его точку зрения. При этом объясняйте и применяйте на практике тезис о том, что взрослый человек, имея право на ошибки, должен уметь за них «расплачиваться». Не берите на себя ответственность за поступки сына. Выражая свое беспокойство за него, исключите действия и слова, провоцирующие чувство вины. Поддерживайте сына и хвалите его за успехи. Словом, способствуйте тому, чтобы выработать самостоятельный образ жизни у сына. Тогда есть шанс, что у него появятся силы и желание добиваться чего-то в жизни. Это будет и профилактикой от алкогольной зависимости. Но если, как вы пишете, выпивки уже происходят практически ежедневно, то лучше убедить сына обратиться к врачу-наркологу.