Дети и телевизор: ребенок ведет себя агрессивно
Сыну 5 лет. Телевизор смотреть даем дозировано: в основном советские мультфильмы и детские фильмы не более 30 мин - 1 часа в день. А в детском саду он агрессивно угрожает сверстникам: "Я возьму гранату и всех вас взорву", или что-то в этом роде. Чем это может быть обусловлено и что предпринять? Нас с мужем это очень беспокоит. Мы учим доброте, читаем книги, обсуждаем действия героев, но отзыва доброты не видим.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Екатерина.
Агрессивное поведение может иметь совершенно различные причины (неврологические особенности, напряженная ситуация в семье и др.). Очень хорошо, что вы «учите доброте», однако необходимо также учить выражать и негативные эмоции социально приемлемым способом. Человек испытывает не только добрые чувства, но и злые, а положительные и отрицательные герои бывают только в сказках. Если «запрещать» ребенку злиться, обижаться, раздражаться, ревновать и т.п., то эти эмоции никуда не исчезают. Во-первых, они накапливаются и, во-вторых, все же выражаются искаженным способом. Социально приемлемый способ выброса агрессии как раз помогает не накапливать негативные переживания и выражать их открыто и безопасно. Можно проиграть конфликтную ситуацию (например, на куклах), можно попинать мяч (совершить другое действие, требующее много физических усилий), можно покидаться снежками или бумажными шариками, можно просто сказать человеку: «Я на тебя злюсь» и т.п.
Если вы слышите, что ребенок говорит "Я возьму гранату и всех вас взорву", то можете спросить его: «Хорошо, взорвешь. И что дальше?» После этого дать несколько секунд на обдумывание, а потом предложить вариант: «Может быть, ты злишься?» или «Мне кажется, что ты злишься». После этого можно предложить что-нибудь из вариантов, написанных выше.