Что мне делать с собой?
Здравствуйте. Мне 18 лет я недавно окончила техникум, скоро пойду работать. В ситуациях, когда мне нужно отстоять своё мнение, ответить на обоснованную и не обосновонную критику, я делаю все в точности на оборот. В место того, чтобы отстоять свои границы я замыкаюсь в себе, у меня бегают глаза, волнуюсь, молчу, начинаю плакать и что самое противное отвечаю тихо, не внятно в последствии обижаюсь. Если это подруга, то могу прекратить общение не смотря на то что давно знакомы.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Дина!
Видимо, Вы реагируете так, до сих пор так, как реагировали в детстве. Но сейчас Вы способны различить, где критика обоснована, а где нет. Можно начать с более легкой ситуации. Тогда, когда Вы понимаете, что критика справедлива, попробуйте сказать человеку, который Вас критикует, что Вам самой это было не видно и не заметно до сих пор. Как он думает, Вам надо лучше поступать? Попробуйте извлекать урок, в том числе и социальной смелости, из любой такой ситуации. Вы можете обнаружить, что, когда Вы идете навстречу трудной ситуации, всё начинает словно бы помогать Вам.
Начать отстаивать свои границы и хотя бы самой их признавать можно, практикуясь говорить “нет“. Прежде чем согласиться, последовать чьей-то просьбе, приостановитесь, спросите себя, чего хотите Вы, и смело говорите “нет“, если что-то идет вразрез с вашими желаниями и возможностями.
То, как Вы описываете свое поведение в трудных случаях, показывает, что Вам трудно сразу начать остаивать себя. Включите свою изобретательность. Делайте хотя бы раз в день что-то, чего Вы никогда не делали. Обнаружьте в себе и своем поведении привычные схемы и начните один раз в неделю делать что-то “наоборот». Начните терапию, если есть такая возможность, поработайте с психологом.