Как научиться искусству общения?
Здравствуйте! Вопрос, ответ на который я сейчас ищу, для меня очень болезнен: как общаться с людьми. Уже много лет, с самого раннего возраста, я испытываю страх общения. Каждый раз новый человек порождает во мне чувство стресса и отчаяния. Только в компании людей, которых знаю уже давно бывает более-менее спокойно. Самой заводить знакомства, подойти, заговорить, проявить инициативу или же просто позвонить кому-нибудь незнакомому по телефону — сущая пытка.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Валентина!
Очень может быть, что это проявление вашей интравертности, то есть, вероятно, Вы человек, который живет скорее “внутри себя“, а все взаимодействия вовне, социальные ситуации являются трудными для Вас. Это может быть так, но интраверты не обязательно так сильно боятся общения и новых ситуаций, связанных с людьми. Они их, скорее, избегают, но не боятся.
Очень может быть, дело в каких-то особенностях Вашей самооценки, может быть, Вы очень боитесь, что общение обнаружит какие-то слабые или некрасивые стороны, что-то неприятное в Вас. Иногда такой страх, который Вы описываете, сопровождается крайне негативными мыслями о себе, о своих манерах, внешности, уме и так далее. Вы хорошо себя чувствуете в кругу знакомых, думаю, чтобы преодолевать мешающую Вам черту, Вам стоит идти путем, когда приобретаемый позитивный опыт общения позволит Вам опираться на него. То есть, Вы звоните кому-то впервые и обнаруживаете, что смогли это сделать, что ничего страшного не произошло. Вам нужно присвоить этот опыт, сказать себе, что все получилось и что в следующий раз получится так же.
Вам подойдут любые групповые занятия, где люди, сначала незнакомые, становятся близкими товарищами. Вы должны всякий раз не давать негативным мыслям о себе и плохим прогнозам о том, как все будет разворачиваться в той или иной ситуации, “побеждать“. Часто в таких проблемах, на которые Вы жалуетесь, бывает виновата такая ситуация, что человек выбирает негативную оценку перспективы, а не позитивную, причем, совершенно отрицая реальность, например, то, что люди обычно хорошо к Вам относятся.