Ребенок отказывается ходить в школу и делать уроки
Проблема с учебой началась довольно давно, сейчас ребенку 14 лет и он в 8 классе. Еще в младших классах он периодически с утра отказывался идти в школу, если все равно заставляли, то он заболевал и уже "на законных основаниях" в школу не ходил. Потом начались прогулы (с 3 класса) - я отвозила ребенка в школу, он смотрел из окна раздевалки, когда я уеду и уходил под любым предлогом из школы, и где он проводил время не понятно - говорит просто гулял (даже зимой). Стала сдавать ребенка учителю из рук в руки. В какой-то момент ребенок перестал делать совсем домашние задания, в лучшем случае (чтобы отстали дома и в школе) списывал из интернета. Прогуливать продолжал. В школе учителя были недовольны все больше и больше. Ребенок тоже стал просить перевести его в другую школу. Пыталась ему объяснить, что в другой школе лучше не будет, если он будет продолжать ее прогуливать и не заниматься, но поскольку учителя тоже давили в ту же сторону, забрала и перевела в другую школу. Более сильную, более продвинутую, в которой помимо учебы есть интересная социальная жизнь. Поскольку ребенок очень общительный и активный, думала, что хоть это поможет ему влиться в процесс.
В новой школе после первой же недели учебы опять начались прогулы и отказ делать домашнее задание. Соответственно, меня уже несколько раз вызывали и к директору и на педсовет, и все хотят ему помочь, но он отказывается от помощи делать с ним домашнюю работу, например, что-то ему объяснить из того, что он не знает. В результате 5 двоек в первой четверти и очень плохая репутация в школе. В этой четверти месяц проболел, а с 10 декабря просто прогуливал школу, пока это не выяснилось в прошлую пятницу. После того, как выяснилось, просто остается дома, раз уже и так все в курсе. Не знаю, что делать, контролировать его 24 часа в сутки возможности нет, все разговоры о том, как он собирается жить пресекаются коронной фразой "я живу сегодняшним днем", от любых разговоров о том, почему он поступает так и что ему мешает просто ходить в школу и делать домашнюю работу он уходит. Ночью смотрит сереалы, с утра спит, днем гуляет с друзьями на 3-5 лет старше. Мне страшно за него и уже нет никаких сил работать над тем, чтобы его как-то замотивировать учиться. Мысли разные приходят от "интерната со строгим режимом" до того, чтобы забрать его документы из школы и просто позволить ему жить так, как он хочет, так как если это станет "легально" может быть это перестанет быть интересным. Конечно, хочу пойти к психологу, но он отказывается.
Прочитала здесь много статей, что-то выяснила для себя про свое не всегда верное поведение по отношению к нему, но как все наладить не понимаю. Спасибо, если поможете советом.

Ответ эксперта
Мария, понимаю ваше состояние, когда, как вы пишете, «уже нет никаких сил …». Но разрешать проблему каким-то образом все-таки придется и, видимо, вся ответственность за это ляжет на вас, поскольку ребенок сам с ней точно не справится, даже если вы позволите ему жить так, как он хочет. Ситуация длится уже несколько лет и, отчасти, стала привычной для сына. Потому требует принятия срочных и экстренных мер.
Для начала надо исключить у мальчика синдром бродяжничества, для чего потребуется консультация врача-психиатра. Суть этого синдрома заключается в том, что у ребенка возникает потребность в резкой смене социального окружения, имеет место неспособность к интеграции в коллективе, отсутствует мотивация достижения и пр. Поначалу ребенок может прогуливать школу, к примеру, из-за нежелания видеть нелюбимого учителя, из-за плохо подготовленного домашнего задания, а потом уходы учащаются и становятся привычными, часто не имеющими каких-то веских причин. Ребенок и сам толком не может объяснить свое поведение.
Если корень проблемы все-таки в ваших семейных отношениях, то потребуется помощь психолога. Даже если ваш сын откажется от визита к специалисту, вы можете обратиться сами за консультацией, где, вас поддержат и, изучив подробно все обстоятельства, помогут выработать конструктивные способы взаимодействия с сыном, наладить с ним отношения.
Сил вам и мужества!