Слишком переменчивый я.
Здравствуйте, Лариса Владимировна!
Огромное спасибо за ответ (предыдущий вопрос тут: http://www.psychologies.ru/experts/q/11455/).
На самом деле, я уже задумывался о некоторой смене формы деятельности. Еще в сентябре, сразу после увольнения я пытался работать на дому и взялся один реализовывать небольшой проект. После пары месяцев работы по полдня, я бросил и этот проект (хорошо что работодатели отнеслись с пониманием, так как ссориться не хотелось - очень хорошие люди). Сам настоял на 4 часах работы в день, так как хотел выделять время и на собственный проект и на учебу в аспирантуре. В итоге, почти не занимался ни основным проектом, ни собственным, ни аспирантурой.
Еще до увольнения я начал тот самый свой проект. В нем все делал сам. Сам придумал идею, продумал детали, взялся за реализацию и игрался с визуальными эффектами, а потом... забросил. Даже сейчас я иногда беру для выполнения лабораторные работы по программированию, но не очень уверен, что мне это нравится.
С нового года, как это водится, решил начать новую жизнь. А для этого начал пытаться изо всех сил понять себя. Последовательно проходил всю свою жизнь и спрашивал себя, почему я делал или не делал что-либо? Почему реагировал так а не иначе? Что вообще двигало мной все эти годы?
Результат не очень утешительный - двигало мной, по большей части, желание повысить самооценку и социальный статус в своем окружении, изменить жизнь к лучшему (без четкого представления этого самого лучшего) и просто добиться больших результатов при малых усилиях (путь наименьшего сопротивления).
Вот и программирование было для меня путем наименьшего сопротивления. В классе только 2 человека из математического класса (!) более-менее понимали что происходит на уроке программирования, быстрее всех решали задачи и выходили за рамки школьного курса. Это был я и мой лучший на тот момент друг, на которого я в то время равнялся. Он был более веселый, более раскованный и соответственно более популярный, чем я. Но по социальным характеристикам, я не видел пути, чтобы достигнуть таких результатов. Но в программировании мы были практически равны...
И гораздо выше тех людей, которые подшучивали, издевались или просто не хотели общаться со мной.
К тому же, понимание, что я без особых усилий делаю то, что большая часть школы вообще не понимает, давали надежду на реализацию себя в профессиональный деятельности.
Так что теперь, осознав это, я уже не могу с уверенностью сказать, что программирование и решение сложных задач мне действительно нравились.
Но ответа, что мне нравилось, и к чему я стремился, я так и не получил. Как будто, ни к чему я не стремился. Выполнял предписанные обязанности, пока они не стали занимать большую часть жизни; при возможности избавиться от лишнего и получить "лучшую жизнь" - мобилизировался и готовился к ЕГЭ/защите диплома/собеседованию; а потом снова убегал в мир компьютерных игр.
Сейчас поставить какую-то цель на долгий срок самостоятельно не получается. Совсем недавно проделывал упражнение. Нужно было пройти по шести ступеням: где я нахожусь; что я делаю в этом окружении; что мне нужно для того, чтобы это делать; что мотивирует меня это делать; кто я; какова цель моя цель. Могу где-то наврать, но, вроде бы, вопросы звучали так. Ходить нужно было по этим вопросам в обоих направлениях до тех пор, пока не появится четкий ответ на каждый из них. Где-то через полчаса у меня уже был четкий ответ на вопрос, касающийся цели. Честно, я был в восторге - 2 года мучаюсь и не знаю, куда идти, а тут ответ прямо на блюдечке!
Но уже через пару дней я не был так уверен в своем ответе. Как будто не я сам, а кто-то другой целых полчаса давал ответы. И теперь так постоянно, почти во всем. Решишь встретиться с друзьями, развеяться, пообщаться - ближе ко времени встречи уже думаешь "нафиг надо?". Решишь, что в университет надо постоянно ездить, так как с людьми как-то повеселее и работается получше, а на следующий день лежишь дома и ничерта не делаешь.
А что я хочу? Хочу цель в жизни... Хочу, чтобы прекратились эти скачки от желания что-то менять и делать до полного пофигизма. Как-то так.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Александр!
Знаете, что “комплекс неполноценности“ был обозначен именно для такого состояния человека, когда он сознает, что именно, с его точи зрения, в нем не так в сравнении с другими, и бросает все свои силы на преодоление этого недостатка. Иногда речь идет даже о каком-то физическом недостатке или слабости какого-то органа. Человек может преодолеть очень многое, направляя свою волю в одно русло. Что касается комплекса неполноценности, то в этом смысле, он словно бы играет позитивную роль в жизни человека — направляя, мотивируя, мобилизуя. Но когда необходимые результаты достигнуты, когда слабость любого рода преодолена, человек может оказаться в ситуации растерянности и даже разочарования. Мне это во многом напоминает ваш ситуацию.
Пришла пора самому себе, внутри себя, а не в сравнении с другими искать стимулы для развития, а они очень легко ускользают, не держат внимания, не удерживают усилие воли на нужном уровне, достаточном для получения результата уровне.
Вы проделали некое упражнение, но дело в том, что всегда результаты таких упражнений — ваш инсайт о том, что же Вам нужно — нужно пытаться валидизировать, превращая в практику. Вам нужно идти в попытки осуществить эти мысленные открытия, иначе через два дня они потеряют яркость, поблекнут и исчезнут в груде предыдущих неосуществленных идей.
Сопротивление может быть очень сильным, апатия может захватывать все большие куски нашей жизни, особенно у людей, к этому предрасположенным. Вы знаете, что поообщаться с людьми, встретиться с кем-то в университете, и вообще, поучиться — Вы же поступили туда зачем-то? — это хорошо. Вот за этим хорошо и идите; только выход в новое дает в жизни новый результат и развитие. Результатом залегания дома на диване будет только апатия, тоска, чувство вины и тупика. Не разрешайте себе этого, не идите за мертвыми состояниями никогда.