Между творчеством и работой
Вероника, здравствуйте! Меня уже давно беспокоит ряд проблем. Мне 25, я уже несколько лет нигде не работаю, иногда занимаюсь фрилансом. Дело в том, что я решила посвятить свою жизнь творчеству, работаю над романом. Я замужем, и мой муж всячески поддерживает мои творческие начинания. У нас хорошие отношения, в творчестве тоже все получается, НО стоит мне посмотреть какой-нибудь фильм, где в качестве персонажей показаны властный мужчина и затюканная домохозяйка, или услышать что-нибудь от подруги о ее работе, я тут же теряю гармонию. Или родители начинают расспрашивать, почему я не работаю, а сижу дома, хотя детей у нас нет... Мне всегда кажется, что вот окружающие "правее", чем я, что стоит прислушиваться к их советам. И в то же время всё внутри меня этим советам сопротивляется, потому что я знаю, чем хочу заниматься и как жить. Мне становится страшно, что я безработная, муж меня обеспечивает и т.д. Иногда доходит до того, что я перестаю доверять нашим отношениям, начинаю думать, что он меня бросит, я останусь одна, без денег, без работы. Порой даже раздумываю, а не ускорить ли этот процесс? То есть я начинаю сознательно разрушать отношения, отделиться от любимого человека, думая, что так можно добиться полной независимости. Охватывает паника. При этом я понимаю, что не смогу работать с 9 до 18 и при этом писать роман - тут нужно выбрать что-то одно. Как быть? Что это за установки?

Ответ эксперта
Юля, здравствуйте!
Для начала важно понять, что страхи и дискомфорт, связанные с тем, что вы не работаете в общепринятом понимании, принадлежат именно вам, это не мысли ваших родственников, подруг или влияние общественного мнения, а ваш собственный голос, какая-то забытая часть вас самой, которая напоминает о себе через эти страхи и тревоги, через эмоции, которые вы испытываете, когда что-то извне напоминает вам об этом.
Вы занимаетесь творческой работой и это замечательно, но вероятно, какая-то часть вашей личности сейчас не востребована и если какое-то время это могло быть незаметно, то сейчас эта часть громко заявляет о себе. Нужно понимать, что саботаж ваших отношений - это одна из таких попыток этой части обратить на себя ваше внимание (как боль в каком-то месте обращает наше внимание на то, что в нем что-то не так). Когда вы найдете этой части место в своем понимании себя и в своей деятельности, то в саботаже не будет необходимости. То есть когда вы обретете определенную степень самостоятельности и независимости, вам не нужно будет отвоевывать ее подобным способом.
Для того, чтобы ощущать себя состоявшимися людьми и гордиться собой, нам мало состояться в одной из областей: в семье, на работе или в творчестве, нам важно соблюсти баланс между этими вещами: отдавать время творчеству, но иметь возможность обеспечивать себя финансово; работать, но иметь время на семью; уделять время семье, но и выделять время для себя. Поиском такого баланса мы часто занимаемся всю жизнь и для каждого этот баланс разный, но для того, чтобы мы чувствовали себя счастливыми, нам нужны все его компоненты.
Юля, мне кажется, вы ставите себя перед излишне жестким выбором: работа с 9 до 18 или роман. Ставя вопрос так, вы словно убегаете от его решения, ведь вы не видите себя в офисе и на такой работе, выбор становится очевидным. Но ведь есть еще столько вариантов: вы занимаетесь фрилансом, можно расширять свою деятельность здесь, можно применить ваши писательские способности в журналистике, копирайтинге и т.д. Проблема романа в том, что это очень долгая работа, и у нее долго нет видимого результата. Возможно, вы могли бы параллельно искать меньшие формы, которые могли бы издаваться, или участвовать в совместных проектах в роли писателя. Здесь может быть что угодно, что принесет реальные результаты.
Так как сейчас у вас есть человек, который вас поддерживает, то это обеспечивает вам пространство для маневра и свободу выбирать деятельность, которая позволит вам быть востребованной и при этом не будет вам неприятна.