Рассеянность и лень у сына (10 лет).
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Сыну 10 лет, у нас ним довольно близкие и доверительные отношения, он до сих пор просит обнять его на ночь и спеть песенку :), рассказывает мне свои "секреты", но у нас есть серьёзное препятствие, которое мы не можем преодолеть. Учиться не хочет, очень рассеян, часто что то забывает, даже списывает с ошибками. Очень сильно ленится и не только в учёбе, зарядка по утрам - не хочет, читать - не хочет, чистить зубы на ночь - не хочет (точнее всегда "забывает"), душ вечером - не хочет.
У нас в семье все работают, я даже задерживаюсь на работе, объясняя тем, что нам же нужны деньги, чтобы покупать хорошие и вкусные продукты, ходить в кино, ездить на море, покупать одежду, книги и игрушки и т.д., то есть пример у него есть (правда вот у папы всегда для него "нет денег"). По выходным тоже и уборка и стирка и готовка, мужчины во дворе работают (у нас свой дом), живу с мамой, отчимом и братом (ну и с сыном, разумеется). Правда я разведена, и, когда он в гостях у папы, то видит, как папа спит до обеда и разрешает сыну всё это время играть на компьютере, чтобы дал поспать, хотя дома у ребёнка телевизор, компьютер и прочие "экраны" строго лимитированы.
В общем, не знаю что делать с этой ленью и рассеянностью... Подскажите, пожалуйста :)

Ответ эксперта
Жанна, самое главное, что у вас близкие и доверительные отношения с сыном. Значит, у вас есть шанс ему помочь. Прежде всего, надо разобраться, почему сын не хочет учиться. Часто бывает, что ребенок просто не умеет учиться и получать удовольствие от этого занятия. Заинтересовать ребенка школьным обучением можно через присущее всем детям любопытство. В ваших беседах больше расспрашивайте сына о том, что нового и интересного он узнал сегодня в школе, рассказывайте, что вы знаете сами об этом. Пусть сын почувствует, что ценность школьных знаний выше получаемых им оценок. Вместе ищите дополнительную информацию на темы, заинтересовавшие ребенка. Поощряйте стремление сына ко всему новому, сложному, необычному. Научите сына интересоваться окружающим миром и открывать для себя ранее непознанное, Любознательность расширяет кругозор, нередко давая возможность взглянуть на школьные предметы по-новому. Читая вместе с ребенком то, что интересно и вам, на самом интересном месте оставляйте книжку и уходите по неотложным делам, тем самым стимулируя ребенка к самостоятельному чтению. При каждом удобном случае демонстрируйте мальчику, что знания делают жизнь человека боле интересной, увлекательной и наполненной. Поощряйте инициативу и самостоятельность. Еще одна из возможных причин нежелания учиться – неуспешность. Вряд ли кому-либо захочется заниматься делом, которое плохо получается, если за это еще и все время упрекают, высказывают недовольство. Успешно учатся, как правило, уверенные и настойчивые дети. Отмечайте любые старания сына, его усердие, даже если будут ошибки или не очень высокие результаты. Хвалите за малейшие достижения и успехи.
Жанна, обязательно проясните у учителей, в чем они видят сложности в обучении вашего мальчика, в какой помощи он нуждается для лучшего усвоения школьного материала. Так, к примеру, списывание с ошибками может быть следствием того, что ученик не владеет приемами списывания, а, может быть, следствием отсутствия самоконтроля или др. причин.
Вы пишете, что сыну мешают рассеянность и лень. В некоторых случаях трудности с вниманием могут быть обусловлены особенностями развития нервной системы. Но существуют и причины психологического характера. Чтобы помочь мальчику стать более внимательным, нужно, прежде всего, приучить его к систематическому, дисциплинированному труду. Время, проводимое им дома, должно быть четко организовано. Неупорядоченность дел усиливает рассеянность, мешает учиться и выполнять другую работу, создает предпосылки для «лени». Если мальчик часто отвлекается, предложите ему вслух проговаривать собственные мысли и действия, чтобы внимание не ускользало. Предлагайте сыну игры, требующие внимания. К примеру, договоритесь час в день общаться только при помощи зашифрованных писем друг к другу. Придумайте секретный алфавит, который и будете использовать в этих письмах. Это будет хорошей тренировкой концентрации и распределения внимания. Хороши также занятия спортом и те, при которых надо что-то мастерить своими руками. Желаю успехов.