"взрывное" поведение дочери, 11 лет.
Добрый день. У меня еть дочь, ей 11 лет, последнее время она очень часто "выходит из себя". Если ей что-то не нравится или она не довольна ответом на ее вопрос, она просто "взрывается", начинает повышать голос и даже плакать. При этом она может не дослушать до конца ответ и не в полном объеме оценить ситуацию. А с бабушкой ведет себя просто отвратительно, постоянно упрекает ее, что она ничего не понимает, выпроваживает ее из своей комнаты и ссорится с ней. Через некоторое время она "остывает", еще раз разбирается в ситуации (сама, без чьей-либо помощи) и уже приходит к адекватному решению. Пожалуйста, подскажите, как реагировать в ситуации взрыва и более быстро(без упреков и слез) убедить ее к анализу ситуации и принятию решений.

Ответ эксперта
Елена, судя по описанию вашей ситуации, у девочки начинается подростковый возраст. Чтобы повзрослеть, подростку надо отказаться от прежних способов общения. В семье это делать проще. Подростку надо подвергать критике взгляды взрослых, их установки и мнения. Эта потребность связана с процессом формирования своего взгляда на жизнь и умения в дальнейшем его отстаивать, если даже придется противостоять мнению авторитетов. Поэтому надо с пониманием относиться к подросткам. Им и самим не просто.
В ситуации «взрыва» старайтесь сохранять спокойствие и терпимость к мнению дочери. Попросите ее объяснить, почему она не согласна с вами, что именно ей не понравилось в вашем ответе. Старайтесь говорить о конкретном предмете недовольства, а не о дочери вообще. Договаривайтесь о правилах поведения дома и при этом требуйте их соблюдения (например, бабушке хамить нельзя). Если девочка нарушит договоренности, твердо выскажите свое несогласие с таким поведением. И, самое главное, помните, что подростки учатся уважительному отношению к другим людям, когда сами чувствуют уважение к себе.