Страх смерти
Здравствуйте еще раз! Я автор этого вопроса http://www.psychologies.ru/experts/q/11775/ Спасибо Вам большое за подробный ответ! Я была на трех встречах с психологами, в вс будет еще одна. Мы с врачами сошлись на мнении, что лекарства ни к чему. Уже неделю не пью таблеток, только мелиссу в течение дня.
К этому моменту ситуация следующая. На этой неделе я ощущаю себя гораздо лучше физически и психически. Но есть некоторые "но". В пн-вт чувствовала себя на удивление хорошо. Но в последние два дня мне тревожно, просыпаюсь по ночам. Если последние 3 недели сны вообще не снились, то вчера и сегодня сплошная дрянь была во сне. Не могу заснуть снова спокойно, если просыпаюсь, пока не включу телевизор, чтоб он заглушил все, что роится у меня в голове.
Из всех испытанных за последние 3 недели гипертрофированных чувств и впечатлений сейчас преобладает страх своей смерти. Он основан не на эмоциях, которые я однажды испытала, а на знании того, что это так или иначе произойдет. И если раньше меня это не беспокоило, я просто понимала и принимала этот факт, то произошедшее за последние недели резко усугубило понимание того, что со мной в любой момент может случиться что угодно, в том числе и смерть. И совсем не факт, что это произойдет в мой столетний юбилей. Я так сильно осознала, что не неприкасаема, что теперь не могу отвязаться от этих мыслей. Слежу за дыханием, за каждым проглатыванием. Не могу спокойно смотреть фильмы или читать книги, где хоть что-то связано со смертью в том или ином виде. Каждый же думает, что вот с ним-то ничего не случится. А я поняла после произошедшего, что это совсем не так, причем "не так" в любой момент времени. Навязчивые мысли крайне раздражают, это очень напрягает и изматывает. Что Вы могли бы посоветовать мне? Спасибо!!!

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Я рада, что вы чувствуете себя лучше. Встречи с психологами - это очень здорово, для вас полезно было бы, возможно, походить на них на постоянной основе в ближайшее время или же просто держать под рукой телефон человека, к которому вы обратитесь в случае необходимости.
Сны - это нормальное порождение нашего бессознательного, то, что они начали вам сниться,- хороший знак, показывающий, что вы вступаете в контакт со своим внутренним содержанием, и сможете с ним разобраться. Сны стоит воспринимать, как послания от самого себя, я думаю, вам полезно было бы записывать их и обсуждать со своим психологом, продумывать, как вам кажется, что могут означать те или иные образы во снах, следить за их изменением от ночи к ночи. То, что сейчас вам снится что-то неприятное - не страшно, то, что кажется нам "дрянью" во сне - чаще всего какая-то непринимаемая нами часть себя или жизни, и чем лучше мы будем узнавать ее, тем менее неприятными будут становиться эти сны. Вероятней всего та часть вашего существа, которая начала задумываться о смерти, пытается дать о себе знать через сны.
Дело в том, что осознание собственной смертности - это очень важный этап в нашем психическом развитии. До какого-то момента мы живем словно бессмертные, вы верно это отметили, но мы не бессмертны и осознание своей конечности - это важный этап на пути к психической зрелости. Только человек, искренне понимающий, что когда-то он покинет этот мир, может жить действительно полноценной жизнью, своей жизнью, достигать того, чего он не решился бы достигать, пребывая в ощущении своей вечности, открывать новое для себя, использовать и наслаждаться каждым часом. Осознание своей смертности дает нам толчок и силы, чтобы по-настоящему жить. Парадоксально, но знание того, что мы когда-то умрем, позволяет нам быть более бесстрашными в обычной жизни: решаться на изменения, дерзать и делать. Это один из кризисов развития (экзистенциальный кризис), с которым рано или поздно сталкивается каждый человек, для кого-то этот кризис начинается со смерти близкого, когда он понимает, что смерть реальна, для кого-то он запускается другими причинами - вы, например, испытали ощущение того, что вы не контролируете свое состояние и не можете вернуться к себе прежней, когда были под влиянием наркотика. Это опыт, который может напоминать нам смерть - опыт отсутствия контроля, ведь над своей смертью мы не властны.
Сейчас вы только начинаете это осознавать и это непросто, это как проснуться ото сна и обнаружить не самую приятную действительность (вспомните фильм "Матрица"). Но по-крайней мере это действительность, а не иллюзия и со временем вы ощутите, что это пробуждение - лучшее, что могло произойти, ведь страшно подумать, что можно было провести всю свою жизнь, так и не "проснувшись". Поэтому то, что сейчас происходит с вами - это нормативный общечеловеческий опыт и, хоть это и тяжело и неприятно, но это больше хорошая вещь, чем плохая.
Для того, чтобы мысли о смерти перестали быть навязчивыми, вам нужно сознательно найти место и время в своей жизни для них: это может быть час в день например, когда вы думаете/читаете/смотрите/пишете именно об этих, волнующих вас вещах. Это могут быть встречи с психологом, или просто те часы, которые вы выберете для себя. Когда вы даете этим мыслям место, им не нужно врываться в ваше сознание силой, чтобы себе его отвоевать.
Ну и наконец, в психологии существует направление, которое обращает особое внимание как раз на такие кризисы - экзистенциальная психотерапия. Вы можете почитать, например, Ирвина Ялома "Экзистенциальная психотерапия" (это довольно специальная книга, но многие главы будут понятны и интересны не только психологам, она доступна в сети и в магазинах) или любую другую литературу по экзистенциальной психотерапии, которую найдете и которая будет вам отзываться.
Всего доброго!