Нерешительность и самобичевание
Здравствуйте, Александр!
Мне очень сложно сделать выбор. Я даже в мелочах обязательно спрошу хотя бы пару человек, обосную им свой выбор, как будто заранее подстраховываюсь на случай неудачи. Боюсь ошибиться, боюсь услышать "сама виновата", боюсь самой себя, потому что буду казнить себя. Я понимаю, что это страхи по поводу того, что еще не случилось, но это уже стало рефлексом на любую ситуацию – от выбора помады до переезда в другой город. Я настолько тщательно взвешиваю все "за" и "против", что болит голова, и понимаю, что чем дольше я думаю, тем меньше у меня права на ошибку. Я очень завишу от чужого мнения. В последнее время я пытаюсь вырваться из этого, но спокойно мне только тогда, когда все привычно. Как не бояться нового, не бояться, что кто-то имеет не сходное с моим мнение, как не сомневаться в себе? С чего мне начать? Я знаю, что нередко бываю права и бываю достаточно уверена в себе в том обществе, чье мнение для меня не особо важно. Я бы хотела найти золотую середину – быть уверенной, знать, чего хочу. Я так устала от потребности все всем объяснять и быть для всех хорошей! Как мне научиться думать о себе, а не о реакции людей на мои слова и поступки? Как понять себя и знать точно, чего я сама хочу, потому что я и сама себя очень строго сужу, только непродуктивно.

Ответ эксперта
Инна, здравствуйте.
Судя по тому, что вы пишете о себе, ваши связи с собой серьезно нарушены. В свое время этим связям не дали окрепнуть, их оборвали. Как будто кто-то большой сказал: «Слушай только меня!». Реакция (эмоция) другого, реакции (эмоции) других заместили в вас ваши собственные реакции и эмоции. Ваше «я» пропало. Вы говорите: я не могу сделать выбор. Вы не можете сделать выбор, потому что нет того, кто этот выбор делает, нет вашего «я». «Здесь Родос, здесь прыгай!» Ваше «я» нуждается в заботливом уходе, в бережном внимании, в безусловной поддержке. В целом мире я не знаю ни одного человека, кто был бы во всем этом заинтересован больше, чем вы сами. В этом очень важном деле другие люди в лучшем случае могут лишь помогать Вам.