В какой профессии себя найти?
Помогите, пожалуйста, определиться с профессией. Закончила престижный вуз по специальности бухучет анализ и аудит. Учиться было интересно, нравилось копаться в законодательстве и, как думала, финансовая сфера деятельности - это как раз для меня. После вуза устроилась в крупную организацию-монополию и чуть ли не с первых дней работы потеряла интерес к своей профессии. Но я продолжала работать, коллектив был не простой, главный бухгалтер – типичный деспот. Я терпела, работала, было несколько попыток уволиться, но отговаривала моя начальница отдела, с которой сложились хорошие отношения. Я передумывала, работала, успокаивала саму себя, что лучше не найду. Мне хотелось приносить пользу, развиваться как специалист, а на деле приходилось выполнять абсурдные поручения главбуха.
И вот когда кризис, когда все советуют сидеть там, где сидят, я встала и ушла, потеряв в этой компании 4 года работы. От знакомых только и слышу, что бухгалтерия везде одинаковая, склоки, разборки и т.д. И я вдруг потерялась - может быть, это не мое? А что тогда мое? Сижу который месяц без работы, просматриваю вакансии. Места есть, но то ли страх, что все может повториться, то ли внутренняя неуверенность не дают мне даже договориться о собеседовании.
Я, конечно, пытаюсь осознать, что для меня в работе важно. Выделила для себя следующие факторы: целеустремленность компании, сплоченный коллектив и, конечно же, интерес к самой работе. Но ведь эту информацию не почерпнуть на собеседовании - пока не поработаешь, ничего не поймешь. А прыгать с одного места на другое, искать и пробовать, думаю, у меня не получится.
Я не знаю теперь, что мне интересно. Иногда мне кажется, что мне многие профессии интересны, и со всеми я могу справиться. Например, было желание поступить в архитектурный, но выбрала финансовый. Сейчас иногда что-нибудь проектирую в прикладных программах как любитель, помню в детстве часто чертила, потом из картона клеила коттеджи, но все это может быть просто хобби, а не будущей работой. И вот передо мной встал такой вопрос, в какой профессии себя найти? Пока писала, поняла, что ответ на этот вопрос сдвинет с места мои пассивные от неопределенности поиски работы. Очень надеюсь на вашу помощь, уверена, что ваши советы направят меня в нужное русло. Заранее спасибо!

Ответ эксперта
Юлия, здравствуйте.
Сначала про «корень проблемы». Я читаю и перечитываю ваше письмо и не могу найти никаких следов вашей неудовлетворенности в связи с вашим образованием и профессией. Все проблемы связаны с отношениями по работе. Случилось так, что теперь эти конкретные отношения вы распространили на всю сферу финансов. Вы стали мыслить абстрактно. Так получилось потому, что вы терпеливый человек, вы долго терпели, и в вас накопилось много чего. Это «много чего» продолжает действовать изнутри, выкрашивая в определенный (не радужный!) цвет всю вашу профессиональную сферу. А знакомые лишь подливают масло в огонь.
Представьте себя в такой ситуации: вы голодны, перед вами шведский стол с большим выбором неизвестных вам блюд; чтобы выбрать, надо попробовать (хотя бы понюхать!), просто нет другого способа найти то, что вам нужно, чтобы утолить голод. Теперь про «нужное русло». Рекомендую вам много собеседований - представьте, что это дегустации.
Ответ эксперта
Юлия,
вы пишете, что, устроившись на работу, сразу же потеряли интерес к професии, а далее описываете, какими сложными для вас оказались условия на новом месте. Возможно, дело в этих условиях, в несоответствии ваших ожиданий и представлений с тем, с чем вам пришлось столкнуться в реальности. Мечтая о профессии, мы порой совсем не учитываем, что на рабочем месте можем встретиться с «неудобными» людьми, начальниками, имеющими свое представление о том, что именно и как нам делать. Вряд ли стоит заранее присваивать любому бухгалтерскому коллективу те негативные характеристики, о которых вы упомянули; склоки и разборки не являются их фирменным знаком. Скорее, так принято относиться к женским коллективам «вообще». Но ведь и от каждого из нас, работающего в коллективе, очень сильно зависит царящая там атмосфера. Общий настрой слагается из суммы многих, руководитель не определяет абсолютно все правила.
Мне кажется важным, чтобы вы проанализировали тот опыт, полученный в первой компании, именно с профессиональной точки зрения. Возможно, вы поймете, что, когда вам удавалось заниматься делом, которое вы выбрали, у вас все получалось, вам все нравилось. Важно, чтобы вы перестали считать те четыре года «потерянными». Понять, чем вам заниматься, что именно нравится, действительно, кроме вас никто не сможет. Однако же, вы имеете хорошую профессию, вы имеете даже немалый опыт работы, стоит ли отвергать ценность того, что у вас уже есть и идти искать что-то другое? Жизнь взрослого человека связана с необходимостью делать выборы, и конечно, выбирая одну профессию, мы закрываем для себя возможность развиваться во всех остальных. Поэтому это так трудно. Станут ли ваши увлечения и хобби профессией, которая станет делом на всю жизнь, приносящим удовлетворение, сказать заранее невозможно. Но мне кажется, что, прежде чем отвергать полученную профессию как неправильный выбор, вам стоит попробовать себя в ней еще хотя бы раз. Получение нового образования, например, архитектурного, может занять многие годы; прежде чем пускаться в столь долгий путь, посмотрите, может быть, вас может привести в желаемое место та дорога, на которой вы уже стоите?