Религия
Здравствуйте, у меня серьезная проблема. Я 10 лет назад попала в религиозную организацию, что окончилось сильнейшим нервным срывом, потому что, любая религия требует подчинения церковным правилам, а у меня это не получалось, потому, что я стала замечать, что проповеди и чтение библии вгоняют меня в депрессию, потому что постоянно в них фигурирует гнев божий и наказания, которым могут подвергнуться грешники. Я понимаю, что я не хочу ходить в церковь, читать библию и вообще исповедовать какую либо религию, потому что моя психика этого не выдерживает, но одновременно у меня постоянно почти присутствует страх наказания и страдание от того, что бог так строг и, как мне представляется, жесток. Как мне разрешить этот внутренний конфликт? Может литературу какую нибудь посоветуете? Мне правда очень плохо, а я не хочу губить свою жизнь.

Ответ эксперта
Светлана, здравствуйте!
Самое главное - что вы уже приняли решение отказаться от той доктрины, которая не помогала вам, а только подавляла. Замечательно, что вы можете сейчас постоять за себя и свои интересы, позаботиться о себе таким образом. Со временем, когда вы пройдете период неизбежных сомнений и тревог, связанных с любым важным жизненным решением, вам будет становиться все легче и легче.
Религия - лишь один из способов разрешить для себя ряд экзистенциальных вопросов (вопросов бытия, существования), которые неизбежно задает себе каждый человек. Кто я? Откуда я пришел? Зачем я живу? Что будет после смерти? В чем смысл существования? и т.д. Для многих людей религия, дающая ответы на эти вопросы, а так же снабжающая указаниями о том, как следует и не следует жить, становится прекрасным прибежищем, успокаивающим душу, дающим надежду и помогающим в каждодневной жизни. Это и есть суть любой религии. И если вместо этого она превращается во что-то карательное, то ее основной смысл теряется.
Тем не менее, без религии можно прекрасно жить, и это не означает, что вы лишаетесь поддержки. Например, буддизм (как философия и практика, а не как религия) - предлагает множество прекрасных медитативных техник, успокаивающих ум и чувства, а так же совсем иную картину мира, в которой вам не грозит страшное наказание от некого всемогущего существа.
Но если отойти от духовных практик и религий, существует экзистенциальная философия и психотерапия, которая помогает людям разобраться с волнующими их вопросами бытия, не прибегая к идее Бога. Вы можете начать с книг Ирвина Ялома "Жизнь без страха смерти" или "Мамочка и смысл жизни".
Светлана, довольно часто в основу представлений о природе Бога или божественного, ложатся наши представления о родителе. Вы говорите о жестоком и строгом Боге, как о жестоком и строгом отце, который не прощает ошибок и всегда готов наказать вас. Хотя для многих людей, Бог - это тепло и забота, радость праздновать с семьей Рождество и Пасху и т.д. Поразмышляйте о том, почему ваш Бог - именно такой? Напоминает ли он вам кого-то из родителей или других взрослых людей, которые встречались вам на пути, пока вы были ребенком? Есть ли у его образа основа в вашей реальной жизни, что в ней подавляет вас? Чувство вины, которые лежит в основе страха наказания, - когда оно началось для вас, за что вы считаете себя виноватой? Внимательно и бережно разбираясь с этими вопросами, вы поможете себе найти истоки ваших страхов и обрести спокойствие.
Всего доброго!