Я зацикливаюсь на мыслях о страдании
Здравствуйте.
Позвольте задать вам вопрос, который волновал меня всегда, но в настоящее время мучает особенно.
Дело в том, что я очень зацикливаюсь на мыслях о страдании. Стоит мне только узнать о чьей-то беде (даже если это вовсе не близкий мне человек), у меня внутри все сжимается от жалости. Если я могу помочь – помогаю. Но если я ничем-ничем не могу помочь (а так бывает слишком часто) начинается сумасшествие. Мои мысли снова и снова возвращаются к той беде и к тому человеку, который в нее попал. Я могу не спать целыми ночами, проигрывая в голове варианты возможной (а на самом деле невозможной) помощи, варианты моего поведения в такой ситуации (хотя часто бываю абсолютно уверена, что в моей жизни именно такого не случится). Я переворачиваю книги и Интернет, выискивая информацию об этой проблеме и путях ее решения.
Я понимаю, что мое поведение абсолютно иррационально. Во-первых, оно ни на грош не меняет к лучшему жизнь страдающего. Во-вторых, я становлюсь раздражительной, нервной, и мое состояние негативно сказывается на близких (в первую очередь, на дочери и на муже). Но даже это понимание не может меня остановить. Я стараюсь отвлечься, но случайно брошенное слово, какая-нибудь безобидная вещь вновь и вновь возвращают меня к мыслям о страдании того конкретного человека. А потом и вообще к мыслям страданиях многих неконкретных людей в глобальных масштабах.
Да, рано или поздно это состояние отступает. Но потом я слышу о другой беде, и все начинается сначала.
Муж меня утешает: «Конечно, многим людям сейчас плохо, но ты представь, сколько людей в данную минуту счастливы, смеются…» Но мне почему-то эти мысли не помогают.
Что со мной происходит? Как мне обрести контроль над своими переживаниями? Нет, я бы не хотела стать «толстокожей» и безразличной к другим. Но мне бы хотелось, чтоб мое сострадание было более конструктивным, направленным на конкретные действия (если это возможно) и не сжирало меня изнутри (если помочь ничем нельзя).
Заранее благодарна за ответ.
P.S. Предполагаю, что сделать мою проблему более понятной может некоторая информация обо мне. Мне тридцать лет. Я замужем (брак меня устраивает). У нас есть дочь (ей полтора года) желанная и любимая. По профессии я педагог (ин. яз., психология). Отработала по специальности десять лет. В профессиональном смысле не считаю себя полностью реализованной и абсолютно успешной. В настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. В моей жизни не было каких-то особенно травмирующих случаев и ситуаций (кроме ранней смерти отца).
Последние факты, которые запустили во мне мои нерациональные переживания:
– прочитала случайно в сети дневник двадцатилетней матери ребенка-инвалида;
– двухлетнего сына знакомой кладут на операцию, после которой малыш будет семь суток лежать привязанным к кровати… и вся эта пытка – без мамы (это кажется мне настолько ужасным, что даже подступает ощущение тошноты).
Еще раз спасибо за поддержку.

Ответ эксперта
Екатерина, здравствуйте.
Ваше письмо меня глубоко тронуло. Обычно мне приходится общаться с людьми, которые страдают из-за своей недостаточной чувствительности, аэмпатичности. У вас же, судя по всему, уровень эмпатии просто зашкаливает по сравнению с «нормой». Подобно редко встречающемуся в природе золоту, способность к глубокой эмпатии дорогого стоит. Это очень ценное человеческое качество, настоящий талант, которым вы обладаете. Однако обстоятельства вашей жизни складываются таким образом, что этот талант оказывается фактически невостребованным. Но он есть. Он ищет своего проявления, своего осуществления. Он не дает вам покоя. Опасно обладать даром и не использовать его. Вам необходимо найти адекватный вашей способности вариант ее использования. Первое, что мне приходит в голову в данной связи – разного рода благотворительные фонды и организации, а также достаточно разнообразные в настоящее время «помогающие профессии» –социальный работник, психолог-консультант, психотерапевт. Согласитесь, вам ведь самой хочется, чтобы ваше сострадание «было более конструктивным, направленным на конкретные действия» (а это возможно!).