Как общаться со своей мамой - затворницей?
Весной прошлого года я перевезла маму, которой сейчас 68 лет, к себе поближе (уговаривала её на переезд три года!!!), чтобы быть с ней рядом, т.к. здоровье уже не назовешь нормальным, и придуманные ею и реальные истории про проблемы бытового характера решать проще. Еще одна из причин: она как-будто стала «дичать» в своих четырех стенах, после того, как ушла с работы: одновременно жалуясь, что к ней никто не ездит, не звонит ей, но когда я приезжала с семьей — не радовалась нам, разговаривала с неохотой, стала безразличной к своему жилищу. Если я собирала к ней в гости наше многочисленное семейство, то за столом она не знает о чем говорить, зато с вступает в бессмысленные споры, если речь заходит о каких-то минувших событиях или впустую суетится, бегая между обеденным столом, кухней и «покурить». После переезда, она воспрянула духом, мы стали чаще общаться. Под предлогом, что для неё вожу чистую воду из скважины, я заезжала к ней практически каждую неделю.Либо приглашала к себе: просто в гости или чтоб она помогала няньчится с младшей дочкой, пока я на работе и вообще почувствовала себя нужной мне и моей семье.
Но увы, все тщетно, спустя полгода моя мама, в силу её непростого характера, снова дала мне понять (уже не в первый раз), что к ней в гости ездить не надо... Да и сама под любым предлогом уклоняется от того, чтоб посидеть с нашей младшей дочкой или просто приехать в гости, а если и остается не надолго, то изо все сил стремится убежать домой, в свои четыре стены! Но общаться в квартире ей не с кем — одно развлечение телевизор и курево...
В итоге все проблемы вернулись на круги своя: снова обиды, упреки во невнимании, жалобы на одиночество в четырех стенах... Я, в телефонном разговоре, попыталась мягко намекнуть, чтоб она меня пригласила в гости на чай, так она огрызнулась, что тоже не слышит приглашения (хотя это неправда!!!) потом вспомнила эпизод общения со мной, перевернула все с ног на голову (тоже не первый раз), устроила мне скандал и «бросила трубку».
Иногда у меня ощущение, что моя мама родила меня лишь для того, чтобы выливать на меня весь свой негатив! У меня опускаются руки, после таких скандалов- хочется плюнуть и пусть живет, как знает! Как с ней общаться?! На старческое слабоумие не похоже — с памятью для её возраста более или менее все в порядке, сама себя обслуживает, отчет в своих действиях отдает. По восприятию мира, своему поведению,она похоже больше на подростка:
точку зрения других людей встречает в штыки, категорична в своих суждениях, полутонов для неё нет, воспринимает все слова и события «буквально», винит в своих бедах кого угодно, только не себя, предлагать свою помощь в семейных делах не привыкла, а если и просишь помочь, то отказывается, ссылаясь на свой возраст, видит все в серых тонах, говорит, что радоваться нечему...

Ответ эксперта
Наталия, здравствуйте!
Это действительно не похоже на старческое слабоумие, однако это похоже на возрастные изменения. Довольно часто с возрастом обостряются, "утяжеляются" некоторые личностные черты: подозрительные люди становятся очень подозрительными, сварливые еще более сварливыми и так далее. Как правило, это превращает просто людей с непростым характером в тех, с кем очень тяжело и еле выносимо общаться. Если я правильно вас поняла, то ваша мама всегда была непростым человеком, но сейчас это вышло за определенные рамки.
Вы уже проявили себя, как прекрасная дочь, перевезя маму ближе к дому, возможно, пришло время позаботиться не только о маме, но и о себе. Изменить человека, с которым вам тяжело общаться - невозможно, но возможно сократить общение с ним до приемлемого минимума. При общении с родственниками, от которого вы чувствуете себя уставшей и вымотанной, можно применять правило "необходимости и достаточности": необходимо иногда созваниваться, изредка встречаться, знать основные важные новости из жизни друг друга, необходимо и достаточно. Остальное - по желанию. Выполнять свой дочерний долго - это одно, а личное общение - это другое, тем более, советы и попытки изменить человека. Возможно, вам стоит попробовать меньше включаться во взаимодействие с мамой и позволить ей жить так, как ей хочется, даже если вам это не всегда нравится.
Всего доброго!