psyhologies.ru
тесты
Вопросы психологу

Нет дисциплины в классе.

Здравствуйте. Меня зовут Ирина. Я молодой учитель, работаю в школе всего 2 месяца. Вот в чем состоит моя проблема: у меня нет дисциплины в классе. Совсем не знаю как бороться с этой бедой. Первоначально с 5 А классом у меня сложились очень хорошие отношения. Но, видимо, вследствие того, что я была к детям слишком добра, пыталась понять проблемы каждого ребенка, они перестали видеть во мне учителя, и я стала для них кем-то вроде старшего друга. В расслабленной обстановке, которая стояла в классе, ребята начали проявлять себя. Я обнаружила, что они не просто не любят друг друга. Такое ощущение, что они друг друга ненавидят, все время обзываются, унижают друг друга. Попытки пресечь это дают результат на короткое время. Оскорбляя друг друга, не могут остановиться. Обстановка в классе из-за этого очень напряженная. Все вертятся, болтают, оскорбляют друг друга...Класс разделен на униженных и оскорбленных. Я все это очень переживаю, нервничаю, думаю о классе и в свободное от работы время. в данный момент ставлю между собой и классом невидимый барьер, делаю каменное лицо, говорю на повышенных тонах и начинаю ненавидеть это необузданное стадо, в то время как прекрасно понимаю, что каждый из этого "стада" - личность, к которой нужен просто определенный подход. Дети чувствуют мое к ним отношение, тоже начинают постепенно ненавидеть меня, а я ничего не могу с собой поделать в такой злой обстановке, ведь я тоже человек и не могу делать вид, что ничего кругом не замечаю. А ведь я готова к диалогу с ними, стать их другом. Как научить их быть добрее друг к другу, ценить и поддерживать друг друга? Я работаю также в другом 5 Е классе, дружном, веселом, добром, в классе, где ребята УВАЖАЮТ друг друга. Мы с ними очень дружны, интересно проводим занятия. После урока в 5 Е прихожу в 5 А веселая, в отличном расположении духа, но попадая в обстановку взаимной ненависти, одеваю маску мегеры и провожу заурядный урок. Хотела бы по-другому, но дети сразу начинают распускаться. Помогите, пожалуйста, советом, я так работать больше не могу. Заранее большое спасибо.

Ответ эксперта


Уважаемая Ирина, в своем письме вы затронули две проблемы. Первая – трудности с установлением дисциплины, и вторая – недоброжелательная обстановка в классе.
Что касается первой проблемы. Обычно опытные учителя, наставляя своих молодых коллег, говорят, что нельзя учителю начинать работу в классе с «дружеских» отношений. Сначала они советуют обозначить свои требования и добиться их выполнения, а потом уже можно начинать «дружить» с ребятами. Из позиции «на равных» трудно руководить классом, у детей может возникнуть вопрос: «А с какой стати подчиняться, если мы равны?» Также опытные учителя знают, что каждый класс имеет свое «лицо». И для каждого класса они имеют свой набор «ключей» для достижения рабочей обстановки и взаимопонимания. Об этом можно поговорить с более опытными коллегами в школе.
Что касается второй проблемы. Возникает вопрос: «Ведут ли дети себя подобным образом только на ваших уроках или это вообще свойственный им способ взаимодействия?» Если верно последнее, то, думаю, находиться в такой обстановке трудно не только учителю, но и самим детям. Переломить сложившийся стереотип взаимоотношений – непростая задача. И решать ее надо всем учителям, работающим с этим классом. По необходимости нужно привлекать родителей и школьного психолога, но ведущая роль должна принадлежать классному руководителю.
Во взаимоотношениях с детьми необходимо придерживаться двух стратегий: с одной стороны, пресекать любые насмешки, пренебрежительные высказывания, четко и однозначно обозначать правила общения в школе и жестко требовать неукоснительного их соблюдения. С другой стороны, создавать такие ситуации, в которых бы дети смогли увидеть и оценить ценность и пользу от взаимовыручки и взаимопомощи. Помогают объединить класс различные совместные мероприятия: выпуск стенгазеты, постановка спектаклей, проведение КВН и т.п. Необходимо зачинщикам «беспорядков» дать возможность проявить себя на «мирном» поприще и самоутвердиться за счет собственных способностей, а не на унижении других одноклассников. В таком классе будет полезным чтение и обсуждение книг, в которых затрагивается тема «униженных и оскорбленных», просмотр фильмов соответствующей тематики (то же «Чучело»).

обратная связь
psychologies в cоц.сетях

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер