Решиться уйти. Как?
Здравствуйте! Если вкратце, то моя мама всегда пыталась управлять всеми членами семьи и сделать из нас марионеток. Я всегда бежала из дома, но обзавестись отдельным жильем не удалось. Отношения с молодыми людьми были неудачными. В итоге я осталась с маленьким ребенком без работы, без опоры, без всего. Вернулась домой. Мама уверяла, что поддержит, и создала впечатление того, что без меня она сильно изменилась, стала любящей и заботливой. С уверенностью в наличии поддержки я и решилась родить ребенка. Дальше жизнь превращалась день за днем в ад: меня ограничили в общении, ругали, оскорбляли, унижали, говорили, что я ничего не умею, что я должна быть благодарна за все, что для меня делают (а благодарность = беспрекословное послушание во всем) и так далее. В силу смеси жалости, любви, ответственности и вообще воспитания в целом я терпела мать до последних дней. Закончилось все тем, что за то, что я не услышала ее вопрос из-за шума от стиральной машины и переспросила, а ей показалось, что я "повышаю голос на мать", я получила удар кулаком в лицо. Через день она запретила мне брать ребенка в гости к дедушке и угрожала, если я все же возьму с собой ребенка. Я уехала одна, но внутренне я ощутила, что во мне что-то умерло, что чаша переполнена, что моя жизнь стала невыносимой, что я умираю заживо. Да, я впервые была спокойна, я впервые не реагировала на ее нараставшую истерику. Мой отец и его супруга, а также моя тетка предложили мне переехать к ним и пожить отдельно хотя бы 2 недели, набраться сил, помощь с ребенком и финансово обещали... то есть все идеально. А я не могу решиться снова уйти из дома. Не могу решиться пойти на это, потому что это будет разрыв, это будет война. В этот раз мать выбросит мои вещи, выбросит мою кошку. Я же не смогу за один раз увезти все необходимые вещи. Умом я понимаю, что моя жизнь круто изменится в лучшую сторону, я буду счастливее, все будет по-новому... Да, сложнее, но лучше. Внутри меня страх: "а если не получится?", "а если придется вернуться домой?", "а если...". Подскажите, как решиться?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Евгения!
Вы пишете, что боитесь разрыва и войны — но ведь на самом деле никакой здоровой, искренней связи между вами и вашей матерью никогда не было; а живя с ней, вы каждый день на войне — и эмоционально, и физически. Тот голос сомнений и страха внутри вас — не ваш голос, а голос вашей матери, который не хочет отпускать вас, который хочет, чтобы вы навсегда остались в ее власти, который убеждает вас, что без нее у вас ничего не получится. Это не так. Слушайте свой настоящий голос: он говорит, что ваша жизнь в ваших руках, что вы можете круто изменить ее, что вы будете счастливой. Да, вам будет сложнее с практической точки зрения, и вам придется взять на себя ответственность за тяжелые жизненные решения, в том числе разрыв с матерью — но у вас будет шанс стать счастливой и свободной. Бегите от людей, которые причиняют вам боль и используют вас, и тем более — причиняют реальный физический вред. Подумайте о ребенке — что, если в следующий раз удар будет направлен в его лицо? Подумайте, кто поможет вам увезти вещи, позовите их на помощь. Возьмите самое необходимое, а остальное можете оставить — это всего лишь вещи, ваша жизнь важнее. Ваша мать всегда будет стараться оставить вас в своей власти — учитесь противостоять ей, всеми силами ищите способы жить отдельно от нее, не зависеть от нее. Это будет сложно, но вы в силах справиться с этим, и вам помогут близкие люди. Желаю вам удачи и сил!