Спорт или весь остальной мир
Здравствуйте. Моему сыну 9 лет. полтора года назад он начал заниматься фигурным катанием и обнаружил в этой области недюжинные способности. Спорт стал занимать все больше времени, сил ни на что не оставалось. Обладая пытливым умом, жаждой знаний и любовью к природе, сын перестал заниматься чем-либо кроме тренировок и школы. Хотя он и закончил 2 класс на отлично, но за год ни одной книги не прочел кроме школьной программы. Теперь тренер стал настаивать на тренировках в ущерб школе, отец включился и поставил вопрос ребром: или школа или спорт. Мальчик, ощущая давление со стороны отца, бросает спорт. И вот 2 недели мы живем, как на вулкане. Меня обвиняют в том, что я лишила сына будущего и смысла жизни. Ребенка в том, что он подвел весь белый свет: тренера, свою партнершу, отца и себя в том числе! Что мне делать?

Ответ эксперта
Уважаемая Анна,
Вы оказались в непростой ситуации: проблема выбора всегда трудна. А если речь идет о принятии решения, касающегося не вас лично, а вашего сына, то это труднее вдвойне. К сожалению, в вашем письме ничего не сказано о том, чего же хочет сам мальчик. Как он сам относится к происходящему? Только ли нажим отца явился поводом для мальчика оставить спорт? Какой позиции придерживаетесь вы лично, тоже не ясно, поскольку сначала вы, как сторонний наблюдатель, позволяете мужу принять решение за сына (т.е. как будто вы с ним согласны), а теперь мучаетесь, что «лишили сына будущего и смысла жизни».
Анна, вы пишите о вызываемом в вас и сыне чувстве вины и чувстве долга. Конечно, только ради того, чтобы избавиться от этих, безусловно, неприятных чувств, продолжать занятия спортом не следует. А вот если речь идет об огромном желании мальчика и удовольствии, которое он получает от тренировок, то здесь стоит задуматься. Будет ли правильным лишать сына возможности найти дело всей его жизни? Да, так бывает: когда серьезное увлечение какой-либо одной деятельностью отнимает очень много сил и времени, это сказывается на других занятиях. Но в ваших силах помочь сыну организовать свой день так, чтобы «и овцы были целы, и волки сыты». Тем более что физические нагрузки на пользу умственной деятельности. Сейчас, на самом деле, никто не знает, как сложится жизнь вашего сына в будущем. Не исключено, что затратив огромное количество времени и сил сейчас, ваш мальчик в итоге не захочет стать фигуристом или не сможет добиться на этом поприще больших успехов. Или, наоборот, лишившись сейчас возможности заниматься спортом, ваш сын в будущем скажет, что единственно, о чем он мечтал в детстве, – это стать фигуристом, но, увы, не стал им. Поэтому, принимая решение сейчас за ребенка, нельзя рассчитывать на то, что он поймет и благодарно оценит вашу заботу. Лучше предоставить ему право на свой собственный опыт, свои ошибки и помогать ему пройти свой, только ему предначертанный путь.