Старший сын
Здравствуйте! Ранее мое письмо почему-то не отправилось, попробую повторить. Я замужем, у нас двое деток-мальчиков. Старшему 3 года, младшему 1г.10м. Дело в том, что старший не родной мне сын, он сын моего мужа и другой женщины (я ее знала, мы все вместе работали), которая умерла через месяц после родов. У меня есть ревность к прошлой жизни моего супруга, и это сказывается на моем отношении (но только в моих мозгах) к старшему сыну. И я сама мучаюсь от этого. Очень люблю мужа и рада, что есть общий ребенок, но иногда представляю ситуацию - наша семья это я, он и только наш сын. Ребенок уже три года называет меня мамой, а я никак не могу к этому привыкнуть. Вернее, привыкла к этому, но ощущение, когда наш общий сын сказал "мама" это другое - это родное и долгожданное. Муж знает об этом (о ревности), но для него очень важно, чтобы у ребенка было ощущение мамы. Мы все делаем вместе: гуляем, ходим на различные мероприятия, т.е. создаем впечатление нормальной среднестатистической семья. Но я стесняюсь брать старшего куда-либо (многие, кто не знают, что это не мой биологический ребенок, часто говорят, что он не похож ни на кого из нас, а те кто в курсе ситуации, говорят, что он похож на маму, а я устала от этого и часто вижу взгляд мужа, который так и смотрит на нее через ребенка) и делаю это с неохотой, хотя никому и никогда это не показываю, а просто переступаю через себя. Как ни странно, но супруг очень мне за это благодарен. Сказать, что люблю, не совсем верно, я привыкла к нему, ни в чем его не ограничиваю (обнимаю, целую, говорю, что люблю), если что надо - ему в первую очередь, слежу за его здоровьем. Он родился совсем не здоровым ребенком и полгода, пока меня не было на горизонте, никому ничего не надо было: муж отходил от ситуации со смертью женщины, бабушки и дедушки проявляли больше жалости, чем действовали в правильном направлении. На людях я хорошая мать, а наедине с малышом я обычная женщина, но не мать, но на ребенке это никак и ни с какой агрессией не проявляется. Или мне так кажется? Что это? Как это правильно назвать? Как принять малыша и знать, что я ему мама, а не включать это состояние, когда надо? Или это нормально? Может надо время? Но неужели срок в 3 года это не время? Как убрать стопор, как смотреть на ребенка глазами матери?

Ответ эксперта
Здравствуйте. Муж смотрит на сына с любовью – а вы чувствуете, что его любовь адресована другой женщине. Вы любите его, а он продолжает любить ее? Если для вас это так, то как не испытывать боль отвержения, как не злиться или не отчаиваться? Ведь нас ранит больнее всего, когда мы не чувствуем любви от тех, кто нам дорог. Вы говорили мужу о том, что вам трудно с сыном, о том, что вы ревнуете. Возможно, его ответ подтверждает худшие опасения: ваша ценность для него лишь в том, как вы справляетесь с ролью хорошей матери? Конечно, вам трудно появляться со старшим на людях: он так похож на свою маму, что, как будто, вы держите за руку наглядное подтверждение своей жизненной неудачи. Те знакомые, кто не в курсе ситуации, говорят: «не похож», и тогда обнажается другое ваше страдание – ребенок чужой, вам не удается относиться к нему, как к родному. Не знаю, что мучительнее - чувствовать себя нелюбимой женщиной или плохой матерью… Кто вы с мужем друг для друга, помимо замещающей матери и благодарного отца? Наверное, в ваших отношениях есть и еще что-то, помимо этих ролей? Одно из свидетельств тому – ваш общий ребенок. Уйдут сомнения в любви мужа к вам, ослабнут и противоречивые чувства, которые сейчас влияют на воспитание старшего ребенка. Эти чувства (вина и ревность) тянут вас в разные стороны: то вы ни в чем его не ограничиваете, даете ему все в первую очередь, то отстраняетесь. Так и вам тяжело, и мальчику неполезно. Кстати, для его благополучия вам совсем не обязательно полюбить его как родного. Для этого у ребенка есть отец. Достаточно, если от вас будет исходить спокойное, ровное отношение и последовательное поведение.